Представители экспертной среды комментируют новую военную стратегию США. Судя по представленной информации, для Вашингтона на первое место выходит борьба с угрозами со стороны Москвы и Пекина. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Обозреватель Хелен Купер в своей публикации для американского издания The New York Times пишет, что в пятницу, 19 января министр обороны Джеймс Мэттис представил новую военную стратегию США. По утверждению чиновников в Пентагоне, стратегия представляет собой программу действий на ближайшие несколько лет, согласно которой американская армия переключится с борьбы против терроризма на противостояние увеличению военной мощи Китая и России.
Новая стратегия если не по тону, то по формулировкам напоминает стратегию национальной безопасности, представленную в декабре. В документе президент Дональд Трамп указал на растущую угрозу для США со стороны России и Китая. Также глава государства обратил внимание на угрозы со стороны таких государств-изгоев, как Иран и Северная Корея.
Действующий президент в момент обнародования своей новой стратегии национальной безопасности использовал тон предвыборной кампании. Среди прочего он напомнил о намерении построить стену вдоль южной границы США с Мексикой. Глава Пентагона Мэттис решил придерживаться подхода более трезвого и рационального. В оборонном ведомстве сделали выбор в пользу более традиционной интеллектуальной основы, которая присутствует во всех внешнеполитических доктринах предыдущих администраций.
Министр заявил, что США должны укреплять свои связи с другими странами. В своем выступлении в университете Джона Хопкинса глава оборонного ведомства напомнил, что страны, у которых есть союзники, процветают. Он подчеркнул, что работая одновременно вместе и с помощью союзников, вносящих соразмерный вклад, можно накопить величайшую силу. После выступления Мэттиса его британский коллега публично поддержал главу Пентагона.
Президент Трамп говорит, что Россия и Китай «стремятся оспорить влияние, ценности и богатство Америки», и не упоминает о вмешательстве России в выборы 2016 года. Министр Мэттис, видимо, обращается непосредственно к России. В своем выступлении он обратился к «тем, кто захочет угрожать демократическому эксперименту Америки». Министр подчеркнул, что день, когда подобные страны бросят вызов Америке, станет для них «самым долгим и тяжелым днем».
Пентагон меняет приоритеты.
В стремлении сместить приоритеты вооруженных сил администрация Трампа повторяет многие тезисы заявлений администрации предшественника Барака Обамы. После многолетней борьбы с терроризмом Вашингтон намерен сосредоточить внимание на противостоянии России и Китаю. В свое время после длительной войны в Ираке Обама планировал совершить поворот к Азии. Однако «глобальный разворот» сделал невозможным подъем ИГИЛ (запрещенная в ряде стран, включая Россию, террористическая организация).
Исламисты провозгласили свой халифат в Ираке и Сирии, тем самым положили конец разговорам о повороте США к Азии в последние годы президентства Обамы. Сейчас новая президентская администрация намерена отодвинуть борьбу с терроризмом на второй план. Новой реальностью министр Мэттис назвал «рост глобальной неустойчивости и неопределенности в условиях борьбы между странами за влияние». Также глава Пентагона объявил о разгроме халифата ИГИЛ в Ираке и Сирии. Он подчеркнул, что Вашингтон продолжит вести кампанию против террористов, но сегодня центром внимания стратегии национальной безопасности США является конкуренция между сильными державами, а не терроризм.
Примечательно, что США продолжают вести войну в Афганистане. Президент Трамп уже пообещал не определять никаких сроков вывода американских военных, которые сражаются против Талибана (запрещенная в России организация). Американская военная авиация и спецназ продолжают преследовать террористов, сражающихся на стороне ИГИЛ, «Аль-Каиды» и «Шабаб» (организации признаны террористическими и запрещены на территории Российской Федерации). Боевики действуют на огромной территории – от Сирии до Йемена и Сомали.
На протяжении прошлого года росла напряженность вокруг корейского полуострова. Представители американской армии и высокопоставленные чиновники оборонного ведомства все чаще обращают внимание на данную проблему. Они напоминают, что 16 лет борьбы с терроризмом привели к тому, что на сегодняшний день к масштабной наземной войне между крупными державами США не готовы.
Чиновники в Пентагоне констатируют, что необходимость одновременно вести борьбу с террористами и готовиться к предположительной войне между крупными державами дополнительным временем ложиться на армию. По словам силовиков, вооруженные силы работают на пределе своих возможностей.
Еще больше усугубляет ситуацию неопределенность, окружающая бюджет Пентагона с 2011 года, после введения обязательных ограничений расходов. Закон о расходах в минувшую пятницу Конгресс не сумел принять. В результате федеральное правительство оказалось на грани закрытия. В своей пятничной речи министр Мэттис раскритиковал махинации с бюджетом.
Он отметил, что на протяжении последних 16 лет американцы ведут войну, но за указанное время ни один враг на поле боя не нанес больший вред боеготовности военных, чем совокупный эффект от сокращения расходов на оборону. Также, по словам министра, негативно влияет на оборону необходимость в течение 9 из последних 10 лет «работать в условиях постоянных резолюций», из-за которых огромное количество средств налогоплательщиков потрачено впустую.