Политики российские и западные обвиняют друг друга в осложнении взаимоотношений. Эксперты предлагают политическим деятелям провести работу над ошибками. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
После распада Советского Союза и завершения коммунистического эксперимента «холодная война», казалось, ушла в прошлое навсегда. Спустя четверть века это определение опять вошло в обиход. В понедельник, 22 января близкий к германским Социал-демократам Фонд имени Фридриха Эберта организовал конференцию, в названии которой фигурирует термин «холодная война». Присутствующие обсуждали причины теперешнего острого кризиса в отношениях России и Запада.
На указанном мероприятии непривычно откровенную для профессионального дипломата оценку состоянию дел дал Маркус Эдерер. В октябре прошлого года он сменил пост статс-секретаря в германском МИД на должность дипломатического представителя Евросоюза в Москве. Эдерер признал, что в настоящее время ситуация намного сложнее, чем в годы «холодной войны». В XX веке речь шла только о поддержке баланса, так называемого равновесия страха, в отношениях 2 сравнительно монолитных блоков биполярного мира.
Дипломат сообщил, что никто не хочет возвращения «холодной войны», но для поддержки стабильных отношений на сегодняшний день требуется много государственной мудрости и дипломатического искусства. По словам представителя Евросоюза в Москве, в многополярном мире во все прежние уравнения даже подъем Китая вносит свои коррективы. Кроме того, в период «холодной войны» лучшими, чем сейчас, были предпосылки для договоренности и контроля над вооружениями и мерами по укреплению взаимного доверия. На современном этапе о подписании новых соглашений по сокращению вооружений речь не идет, под угрозой сохранность подписанных ранее документов.
Ситуация потенциально опасная.
Эдерер констатировал, что без принятия активных мер сегодняшняя ситуация вполне может стать более опасной, чем во времена «холодной войны». Дипломат напомнил о словах пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, заявившего о «коллапсе» российско-американских отношений. Факт роста напряженности на конференции отметил также Гернот Эрлер, уполномоченный правительства ФРГ по сотрудничеству с Россией, Центральной Азией и странами «Восточного партнерства». Он уточнил, что эскалация происходит за рамками общественного внимания.
К примеру, немногие знают, что в 2016 году по тревоге 780 раз в небо поднимались истребители-перехватчики ВВС стран НАТО, чтобы идентифицировать над Балтийским и Черным морями летавшие без транспондеров российские самолеты. Тот факт, что пока подобные случаи не привели к катастрофическим последствиям, Эрлер называет крупным везением, но не исключает, что во время очередной имитации атаки на корабль американских ВМС в Черном море чьи-то нервы могут не выдержать.
В дискуссии о причинах возникновения конфликтной ситуации в двусторонних отношениях представители России и Запада соглашаются лишь в одном пункте – виновата противоположная сторона. Также они считают, что именно оппоненту предстоит сделать первый шаг, чтобы добиться в конечном итоге нормализации отношений.
С учетом указанного парадокса, ведущий одной из панельных дискуссий на конференции попросил немецкого и российского участников поработать над ошибками, которые допущены каждой из сторон. Гернот Эрлер рассматривал ошибки Запада, директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов оценивал ошибки россиян.
Первым пунктом в списке ошибок Эрлер указал недооценку опасных последствий негативного восприятия Москвой западной политики. Гневную речь российского президента Путина на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2007 года Эрлер слушал и тогда понял, насколько глубоким является разрыв в восприятии. Однако западные политики после выступления российского лидера не обсудили с хозяином Кремля суть претензий.
Второй ошибкой Запада он называет нежелание обсуждать инициативу создания общеевропейской системы безопасности. Соответствующее предложение прозвучало в выступлении российского президента Медведева в Берлине в 2008 году. Представитель правительства Германии полагает, что еще тогда нужно было проверить, действительно ли речь идет исключительно о попытке Кремля избавиться от НАТО.
Третьей из ошибок Запада, по утверждению Эрлера, является предыстория конфликта в Украине, когда Евросоюз отказался от обсуждения с Москвой российских интересов в процессе выработки соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Чиновник напомнил, что затем подобные переговоры состоялись, но оказались безрезультатными. Он полагает, что переговоры можно было провести до начала кризиса.
Андрей Кортунов ошибкой называет излишнюю склонность к детерминизму ответственных за внешнюю политику России чиновников. Часто российские руководители называют то или иное свое решение обусловленным исключительно внешними обстоятельствами. Эксперт сомневается, что подобные высказывания идут на пользу России.
Кроме того, Москва недооценила сложность интеграционной модели Евросоюза и крайне поверхностно подошла к налаживанию отношений с Брюсселем. В Москве, по словам аналитика, ошибочно думали, что хорошие отношения с Шираком, Берлускони или Шредером можно рассматривать как гарантию поддержки всей Европы. Также в Кремле ошибочно рассчитывали на то, что политическую среду неизбежно изменят к лучшему хорошие экономические контакты. При этом сложные и спорные темы в отношениях с Брюсселем Москва обходила стороной.