Специфику военного сотрудничества России и Беларуси комментируют представители экспертной среды. Эксперты отмечают стремление Москвы жестче контролировать Минск в плане военного сотрудничества. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Белорусские новости».
Экономический и военный обозреватель Александр Алесин в своей публикации пишет, что на страницах российского издания «Свободная пресса» Сергей Ищенко изложил претензии России к Беларуси, связанные с выполнением союзнических обязательств. Автор приводит несколько доказательств того, что «Минск разрушает дружбу между странами» своими неоднозначными действиями. В списке претензий несколько эпизодов:
- на базе машинокомплексов, которые изготавливаются на Минском автозаводе, Черкасский автосборочный завод украинской компании «Богдан Моторс» собирает грузовики «Богдан-6317». Часть машин отправляется в Киев, где на них устанавливаются бронированные кабины и кузова, рассчитанные на перевозку 23 военнослужащих. Затем полученный транспорт украинские военные используют на Донбассе;
- в Киеве заявили о готовности к испытанию оперативно-тактического ракетного комплекса «Гром-2», разработанного в ОКБ «Южное» по заказу Саудовской Аравии. Максимальная дальность стрельбы в экспортном варианте заявлена на показателе 280 километров. Комплекс базируется на самоходном шасси с колесной формулой 10x10, украинцы опыта создания подобных машин не имеют. Единственным разумным объяснениям успеха украинских конструкторов некоторые эксперты называют негласную помощь белорусских специалистов;
- оснащенный многоцелевыми боевыми самолетами Су-27СМ3 полк, который Минск отказался размещать на территории Беларуси, будет дислоцироваться на аэродроме Чкаловск под Калининградом.
Насколько обоснованы претензии?
Вышеуказанные ситуации Сергей Ищенко называет противоречащими «высоким союзническим отношениям между Россией и Беларусью» и напоминает, что на это взаимодействие под бесконечные разговоры о вековой дружбе народов Москва тратит миллиарды. Александр Алесин объясняет, что ни в одном из примеров нет ничего крамольного, хотя претензии сами по себе можно назвать показательными. По утверждению обозревателя по каждому из пунктов «обвинения» можно найти объяснения:
- автомобили МАЗ-3617 являются изделиями двойного назначения, в гражданской сфере подобных механизмов намного больше, чем в армии Украины и Беларуси вместе взятых. Кроме того, сложно понять, как поставки невооруженных грузовиков в Украину могут нанести вред Москве, которая официально стороной конфликта на Донбассе не является;
- в Украине есть как минимум 4 предприятия, способные выпустить колесные шасси. МЗКТ не выступал с претензиями к украинским заводам из-за нелицензионного выпуска машин своей разработки. Внимательный анализ и сопоставление конструктивных особенностей шасси пусковой установки «Грома-2» и МЗКТ-79292 показывает, что машины на самом деле разные, хотя и с одинаковым количеством осей.
Также следует помнить, что украинская армия в наследство от советских вооруженных сил получила много машин МАЗ-543, старое шасси которых, видимо, было использовано для новой установки. Процесс переделки МАЗ-543 для специалистов является задачей простой. Поэтому нет оснований говорить о передаче Беларусью Украине технологий, способных помочь украинцам в развитии ракетной программы, которая в будущем теоретически может нанести вред России;
- в последнем пункте никакие пространные объяснения не требуются. Обозреватель напоминает, что 30 марта прошлого года на пресс-конференции в Минске посол России Александр Суриков заявил, что вопрос о размещении военной базы никогда не стоял. Дипломат подчеркнул, что никакая военная база на территории чужой страны, в том числе Беларуси, не может быть размещена без соответствующего межправительственного соглашения.
Власти Беларуси и России документ такого содержания не подписывали. Однако известно, что вокруг предположительного размещения российской военной базы в свое время кипели страсти, вопрос этот даже президент Лукашенко комментировал. В итоге Москва сама сняла вопрос о военной базе. Вместе с тем, более детально следует рассмотреть причину очередного выпада против белорусского союзника.
В первую очередь нужно учесть, что атака, напоминающая эпизод информационной войны, не первая и, скорее всего, не последняя. В большинстве случаев очередные камни в белорусский огород запускают «военные эксперты», обозреватели или авторы публикаций для печатных изданий, официальные круги предпочитают молчать.
По мнению Александра Алесина, целью подобных публикаций является стремление приструнить белорусского руководителя, который якобы «заигрался в независимость и многовекторность». Авторы многочисленных одинаковых материалов стараются указать белорусскому лидеру на границы дозволенного или даже в перспективе расчистить почву для действительно пророссийского политика.
Одной из главных проблем белорусской армии Алесин называет старение вооружений, военной техники и инфраструктуры, обеспечивающей деятельность вооруженных сил. Минск нуждается в закупке новой техники, но небогатому белорусскому государству такие затраты не по карману. Уже давно Минск направил Москве заказы на новое вооружение, все образцы белорусские чиновники заложили в госпрограмму перевооружения, но поступления техники белорусы пока не дождались.
Судя по всему, военно-политическое руководство России в существовании сильной белорусской армии не заинтересовано, Кремлю больше нужен белорусский плацдарм. Вполне возможно, что снижение боеспособности белорусской армии в Москве воспринимают как сигнал о предстоящем согласии Минска на размещение российских баз на территории Беларуси.