Особенности восприятия политических сил с левой идеологией украинским обществом прокомментировал Павел Казарин. Он утверждает, что по трем причинам левая повестка в Украине полностью дискредитирована. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
Обозреватель Павел Казарин в своей публикации пишет, что в Украине левая повестка дискредитирована полностью. Причин того, что украинское общество не верит в идеи, которыми руководствуются левые, на самом деле несколько:
- компартия. Коммунисты в Украине не стремились к воплощению в жизнь левой идеологии. Вместо этого они занимались формированием Советского Союза. На своих знаменах коммунисты носили идеи империи, реванша и Таможенного союза. Кроме того, на каждом из знамен был указан прейскурант, заручиться голосами коммунистов мог любой, кто готов был за это заплатить.
Постепенно украинская компартия сделала ностальгию собственным бизнесом. Воспоминания о прошлом они охотно и довольно успешно меняли на доходы и депутатские мандаты. В 90-е годы у коммунистов было все – региональные структуры, программа и избиратели, за 25 лет партия сумела потерять абсолютно все, после чего вместе с томиком Маркса пошла на дно;
- новые украинские левые. Политики пытались быть молодыми и современными, копировали манеру поведения европейских антиглобалистов и дистанцировались от коллективной бабушки. Однако испытания 2014 годом левые не прошли.
В период, когда нужно было определяться со стороной баррикад, левые выбрали «мир любой ценой», включая капитуляцию. Сейчас можно сказать, что ощутимая доля правды была в высказываниях скептиков, которые утверждали, что пульт управления «новыми левыми» находится там же, где и механизм управления «старыми левыми», то есть, в Москве;
- отношения с прошлым, настоящим и будущим. Этот момент не позволяет стать полноценной частью украинской политической жизни «искренним левым», которые не попадают в первые две группы.
Объясняет Казарин, что левые воспринимают время как дискретную величину, для правых оно представляет собой непрерывную прямую. Поэтому для «правых» ошибки истории являются искривлениями, которые нужно исправить. Левые считают историю вторичной, а нынешнее положение дел – константой, которую следует учитывать как данность.
В итоге левые предлагают отказаться от исправления ошибок прошлого – не отвечать на советскую русификацию современной украинизацией, что воспринимается правыми как ошибочная позиция. Политики правые убеждены, что перекос прошлого, который совершался для сохранения политического контроля метрополии над колониями, не должен существовать дальше.
Для понимания всех нюансов ситуации можно представить, что под контроль Киева оккупированная часть Донбасса вернется приблизительно через 20 лет. На тот момент в регионе могут существовать проспекты Захарченко, площади Моторолы или переулки Гиви. Некоторые граждане выступят против смены названий, поскольку «нельзя трогать общую историю».
Современникам очевидным в данном контексте кажется вопрос, кому на самом деле принадлежит эта сомнительная история. Однако через 20 лет многое может измениться. В Симферополе есть улица Бела Куна, который заведовал красным террором в Крыму и топил баржи с белыми офицерами. Существование такого названия также оправдывали «общей историей».
В войне с империей нужно учитывать исторический контекст.
По утверждению Казарина, трудно воевать с империей, отвергая при этом исторический контекст. Сложность заключается в том, что сама империя активно использует прошлое для легитимации ряда событий современности. Любая империя ассимилирует провинции и заставляет местных привыкать к новому большинству. Аналогично любое обретение независимости сопровождается обратным процессом, абсолютно неприемлемым для сторонников левой идеологии.
В Украине строительство нации происходит в режиме реального времени, среди прочего определяются точки зрения на те или иные исторические события. Страна занимается созданием исторического мифа, который в любом государстве выступает контуром по периметру границ. В рамках создания мифа национальная история рассматривается как прямая, уходящая вглубь веков.
Сейчас украинцы проводят параллели, меняют мнение о персонажах, сложные ситуации освобождает от противоречий. В целом данный процесс с наукой и исторической дисциплиной связан довольно слабо. С другой стороны, подобный процесс всегда является ретроспективным и одновременно отражается на реальности, в которой нынешние проблемы рассматриваются как следствия прошлых ошибок.
Правые предлагают исправлять ошибки, в том числе через механизм государственного вмешательства. Левые воспринимают вмешательство как форму насилия над личностью. По мнению Казарина, в украинской современности «левые» оказались в ловушке, поскольку война всегда представляет собой торжество правой идеологии, которая позволяет государству отправлять граждан в окопы.
Только правая идеология ставит коллективную идентичность выше индивидуальной свободы и возводит «общее» в приоритет над «частным». В итоге даже после очистки от российского акцента «левая идеология» будет оставаться в Украине маргинальной. Идеология «левых» за рамками контекстов времен и процессов, актуальной она может стать лишь после завершения войны.