Эффективность антироссийских санкций прокомментировал Леонид Гозман. Он утверждает, что именно введение санкций заставило Кремль отказаться от расширения агрессии против Украины. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
Российский оппозиционный политик Леонид Гозман в интервью поделился своим мнением об эффективности введенных против России ограничительных мер. Он объяснил, что внешнему наблюдателю не всегда видно эффект, но на самом деле воздействие довольно сильное. Влияют на ситуацию секторальные санкции, хотя сам оппозиционер к ограничительным мерам подобного типа относится негативно.
Причиной негативной оценки секторальных санкции Гозман называет то, что они снижают качество жизни российских граждан, большинство из которых ни в чем не виноваты. Плохой политик считает ситуацию, в которой рядовые граждане платят за решения, принимаемые руководством страны.
В то же время санкционные списки, по утверждению оппозиционера, являются очень болезненными санкциями. Из-за введенных ограничений фигуранты запретных списков не могут пользоваться накопленным имуществом, которое есть на Западе. Оказавшиеся под санкциями близкие к властному режиму люди вынуждены отказываться от прежних жизненных планов, что резко повышает напряженность среди властных элит.
Санкции и жесткую политику Запада оппозиционер считает причиной того, что на продолжение наступательных действий в восточной части Украины Россия не пошла. Политик объясняет, что разработанный в Кремле план, видимо, не ограничивался Донецком и Луганском. Вполне возможно, кремлевские стратеги планировали захватить весь юго-восточный регион или расчленить Украину пополам. Учитывая то, что в результате Россия контролирует лишь небольшую часть 2 восточных областей, санкции Гозман считает эффективными.
После недавней встречи спецпредставителя Госдепартамента США по Украине Курт Волкер и помощника российского президента Владислава Суркова последний назвал «конструктивными» предложения, поступившие от американцев. Леонид Гозман объясняет, что никто не будет отменять санкции на основании слов Суркова, хотя подобные заявления являются показательными.
Предполагает оппозиционер, что примирительные фразы говорят об усталости российской элиты, которая хочет снижения напряженности. На современном этапе руководство российского государства сильно устало от напряженности и изоляции, поэтому занимается поиском возможностей снизить «накал страстей». Не исключено, что примирительный характер риторики Суркова объясняется публикацией «кремлевского доклада», к которому в Москве относятся серьезно.
Обращает внимание политик на то, что руководитель Внешторгбанка РФ Андрей Костин, человек влиятельный и серьезный, заявил, что введение санкций будет равнозначным объявлению войны. Объявлять войну Москва явно не собирается. Тем не менее, подобные заявления от известных в России людей свидетельствуют о серьезности восприятия санкций в Кремле и среди российской элиты.
19 марта резко возрастет турбулентность наверху.
Комментируя возможное развитие событий в будущем, некоторые эксперты предполагают, что свою должность действующий российский президент покинет после раскола в элитах. Говоря о контроле президента над элитами, оппозиционер отмечает, что после мартовских президентских выборов турбулентность наверху резко возрастет. По Конституции предстоящий президентский срок станет последним для действующего российского лидера. На должности главы государства он имеет право оставаться до 2024 года, дальше события могут развиваться по нескольким сценариям. Затем Путин может:
- пойти на свободные выборы, хотя вряд ли на это согласиться;
- найти местоблюстителя, отойти от президентства на 6 лет, после чего вернуться. Данный вариант Гозман считает маловероятным, поскольку в 2030 году президенту будет 78 лет;
- искать преемника, который станет не местоблюстителем, а реальным президентом;
- вносить изменения в Конституцию, чтобы сохранить власть за собой.
По утверждению оппозиционера, сейчас трудно сказать, какой из двух последних вариантов выберет хозяин Кремля. Однозначно лишь то, что турбулентность в околовластных элитах возрастет. Окружение начнет предлагать президенту разные идеи изменения Конституции и кандидатов на позицию преемника. Борьба между разными группами влияния в этот период резко обострится.
Политик сомневается, что борьба в результате приведет к расколу и бунту против президента. Примечательным моментом Гозман называет то, что в элиту проходил отрицательный отбор, поэтому людей умных и с чувством собственного достоинства там нет. Бунт в верхах представляется как маловероятный сценарий, обострение борьбы за собственные интересы вполне возможно.
При развитии событий по указанному сценарию, важными для российских либералов оппозиционер называет несколько задач. В первую очередь он указывает на необходимость участия оппозиционеров во всех возможных выборах. Кроме того, либералам следует заниматься просветительской работой, сохранять чувство собственного достоинства и готовить страну к периоду после Путина. Еще одной важной задачей оппозиции политик считает сохранение интеллигенции, которая выступает гарантом того, что после ухода Путина в России появится достойная власть.