Особенности ведения внешней политики Москвы в несколько последних лет прокомментировала Лилия Шевцова. Она утверждает, что при действующем американском президенте хозяин Кремля придерживается менее агрессивной внешнеполитической линии. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
Российский публицист и политолог, специалист по новейшей истории России Лилия Шевцова в интервью поделилась своим мнением о перспективах развития отношений между Москвой и Вашингтоном. Некоторые эксперты, комментируя этот вопрос, отмечают, что Кремль может использовать разные способы, чтобы спровоцировать диалог или занять выжидательную позицию.
По мнению Шевцовой, теперешняя ситуация сильно отличается от расклада, актуального до недавнего времени, пока Дональд Трамп не пришел в Белый дом. Раньше российский президент позволял себе выполнять на внешнеполитической арене разные пируэты и довольно рискованные акробатические трюки. При этом хозяин Кремля был уверен, что беззубая Европа и Америка под управлением Барака Обамы не станут реагировать на неоднозначные решения Москвы.
Доктрина экс-президента США Обамы среди прочего включала принцип «не раздражать Москву». С данной позиции Запад в целом и Вашингтон в частности реагировали на политику Москвы в отношении Украины, Сирии, и других точек, в которых США пытаются обозначить свое присутствие. После прихода в Белый дом Трампа, который сам может поразить окружающих собственным гопничеством, Москва предпочитает не бить стекла и воздерживается от экстремистских выходок.
В настоящее время, по словам эксперта, Кремль выжидает и реагирует на поведение Америки и западных стран. Пока сложно сказать, пойдет ли Москва на какие-то новые неожиданные действия. Шевцова объясняет, что способность российского руководства к новой непредсказуемости и агрессивности сильно зависит не только от внутренней ситуации в России, но и от умонастроения политического лидера страны, а также от оценки им собственной силы. Поэтому невозможно предсказать, в каком направлении понесет Кремль, поскольку на ситуацию оказывает влияние огромное количество факторов.
Путину нужна концепция легитимации президентства.
С приближением к президентским выборам в России некоторые аналитики рассчитывают на смену политики Москвы после снижения уровня напряженности в Кремле. По этому поводу Лилия Шевцова говорит, что сами выборы Путина представляют собой символический шаг, поскольку по сути происходящее является лишь переутверждением действующего лидера в должности. Тем не менее, в создавшейся ситуации остается целый ряд вопросов.
В первую очередь важно, какой будет идея президента по легитимации своего пребывания на главной должности страны на новом этапе. Хозяин Кремля явно не готов повторно эксплуатировать модель военного патриотизма, которую успешно использовал в период аннексии Крыма. Дальнейшее построение политики в рамках данной концепции невозможно, в том числе потому, что население не желает новой конфронтации с окружающим миром.
Отмечает Шевцова, что российский лидер понимает отношение граждан к происходящему. С одной стороны, россияне поддерживают «присвоение» Крымского полуострова, но не желают из своего кошелька оплачивать нужды аннексированной территории. То есть в Кремле, несомненно, есть понимание исчерпанности возможностей легитимации через военный патриотизм. Альтернативный способ достижения поставленной цели предусматривает использование идей «президент-отец нации» или «президент-миротворец». Однако пока непонятно, в какой степени эти концепции смогут успокоить население, консолидировать элиту и удержать статус-кво.
Учитывая логику выживания лидера и системы российского самодержавия, политолог констатирует, что хозяину Кремля вновь придется идти по очень тонкому лезвию. Очевидно, что президенту предстоит позаботиться о сохранении механизма выживания системы за счет использования ресурсов Запада. Иностранные ресурсы нужны России для функционирования ВПК, закупки оборудования для бурения скважин в Арктике и Восточной Сибири. Без разработки скважин сильно пострадает нефтегазовая отрасль. В интересах президента сохранение относительно мирных и конструктивных отношений с Западом и соседними странами.
В то же время следует помнить, что ранее глава государства развернул Россию в прошлое, вернул к традициям и архаике. Среди прочего это означает постоянный поиск врага, подозрительность по отношению к окружающему миру, воспроизводство образа России в рамках концепции осажденной крепости. Кроме того, Москва постоянно пытается найти доказательства российской державной роли, в том числе со стороны соседей.
На данном этапе сложно сказать, как президент Путин собирается пройти по лезвию бритвы. Шевцова полагает, что в любой момент глава российского государства может соскочить с лезвия в ту или иную сторону. Более вероятно, что на каком-то этапе произойдет сильный крен именно в сторону традиционализма.
Политолог отмечает, что на протяжении последних двух лет Кремль пытается отойти от своей политики тестирования западного смирения. Раньше российское руководство пыталось найти красную линию в отношениях с Европой и Америкой, бросая камни в западные окна. В последнее время Кремль явно пытается отойти от слишком агрессивной политики в отношении Запада. В Москве, видимо, понимают, что дальнейшее хулиганство на международной арене может окончательно подорвать принцип выживания российской системы самодержавия за счет использования западных ресурсов.