В минувшую пятницу офис спецпрокурора Роберта Мюллера представил первое обвинительное заключение по делу о вмешательстве в выборы 2016 года. Первые выводы несколько меняют прежний контекст резонансного дела. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
В своей публикации для британского издания The Guardian обозреватель Дэвид Смит пишет, что обвинительное заключение Роберта Мюллера ударило по основам дела о российском вмешательстве. Офис спецпрокурора Мюллера первое обвинительное заключение опубликовал в пятницу, 16 февраля. Представленный документ о вмешательстве России в президентские выборы 2016 года говорит о том, что специальный прокурор успешно подобрался к самой сути резонансного дела.
В первую очередь важно то, что решение Мюллера раз и навсегда поставило крест на попытках президента Трампа убедить всех, что Россия непричастна к вмешательству в избирательный процесс. На самом деле речь идет о кампании влияния невероятных масштабов и охвата, к которой россияне имеют непосредственное отношение. Бывший глава ЦРУ Майкл Хайден называет Рашагейт политическим эквивалентом терактов 11 сентября.
В то же время в своем докладе специальный прокурор не представил общественности никаких убедительных доказательств того, что сотрудничество нынешнего президента или представителей его предвыборного штаба с россиянами было сознательным. Ранее американские демократы обвиняли нынешнего президента в том, что вмешательство россиян было направлено на создание препятствий для победы Хиллари Клинтон.
Вполне предсказуемой оказалась реакция Дональда Трампа на первый доклад офиса спецпрокурора. Перед поездкой во Флориду президент написал в Твиттере, что Россия начала свою антиамериканскую кампанию в 2014 году, задолго до того, как он объявил о намерении участвовать в выборах. Трамп подчеркнул, что влияния на результаты выборов не было, а его предвыборный штаб не сделал ничего дурного, в том числе не вступал в сговор.
В списке обвиненных 13 россиян.
Опубликованное в пятницу заключение выдвигает обвинения против 13 российских граждан и 3 российских компаний. В результате расследования спецпрокурор выяснил, что стратегическая цель кампании заключалась в том, чтобы посеять раздор внутри Америки. Согласно данным доклада, кампания была инициирована в 2014 году, одной из ключевых ее составляющих была онлайн-пропаганда.
Распространением пропагандистской информации занимались сотрудники фабрики троллей под названием «Агентство интернет-исследований». Пропагандистские материалы включали в себя компрометирующую информацию о Хиллари Клинтон, очерняли других кандидатов – Тед Круз и Марко Рубио, – а также поддерживали Берни Сандерса и Дональда Трампа.
Кроме того, рекламный видеоролик, который пропагандисты выпустили незадолго до дня выборов, снизил шансы Хиллари Клинтон на победу. Реклама позволила продвинуться кандидату от Партии зеленых Джилл Стайн, которая сумела отвоевать часть голосов Клинтон в ряде ключевых штатов (Пенсильвания, Мичиган и Висконсин). Выдававшие себя за сторонников Трампа россияне и группы противников Трампа также организовывали различные предвыборные акции.
Несомненно, сторонники Хиллари Клинтон воспользуются обвинительным заключением, в котором четко сказано, что позиции их кандидата россияне подрывали сознательно. Однако сторонники действующего президента могут ответить, что выгодоприобретателями данной кампании также были Берни Сандерс и Джилл Стайн. Такая постановка цели может выступить подтверждением теории о том, что российское вмешательство в американские выборы объясняется личной неприязнью президента Путина к Клинтон или стремлением Москвы посеять хаос в американском обществе.
Также в обвинительном заключении говорится, что россияне контактировали с «ничего не подозревающими лицами», имеющими тесную связь с предвыборным штабом Трампа, и другими политическими активистами для согласования дальнейших совместных действий. Настоящим спасением для Трампа является формулировка «ничего не подозревающие лица».
В ходе пресс-конференции, которая, видимо, принесла Трампу немалую пользу, этот момент прокомментировал заместитель генерального прокурора Род Розенштейн. Он признал, что в обвинительном заключении, изложенном на 37 страницах, ничего не сказано о том, что кто-то из предвыборного штаба Трампа знал или принимал участие в российской кампании. Также отсутствует подтверждение того, что представители предвыборного штаба рассчитывали на сильное влияние информационной кампании на исход выборов.
Бывший пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер в своем Twitter написал, что заключение Мюллера выбивает почву из-под самого серьезного обвинения демократов, которые утверждают, что Трамп вступил в сговор. По мнению Флейшера, если бы данная информация получила подтверждение, то американская общественность узнала бы об этом.
Примечательно также, что публикация первого доклада не является завершением расследования специального прокурора. Ранее обвинения были предъявлены четверым американцам, среди которых бывший советник Трампа по вопросам национальной безопасности и бывший глава его предвыборного штаба. На минувшей неделе бывший главный стратег Белого дома Стив Бэннон отвечал на вопросы следователей 20 часов.
Член комитета палаты Представителей по делам разведки Адам Шифф, комментируя опубликованный доклад, отметил, что обвинительное заключение «оставляет открытым» один важный вопрос. На самом деле пока неизвестно, могли ли американцы (в том числе представители предвыборного штаба Трампа) осознанно помогать россиянам вы их вмешательстве в американские выборы.