В докладе спецпрокурора Роберта Мюллера указаны имена 13 россиян, обвиненных Вашингтоном в попытке повлиять на президентские выборы через соцсети. Активист Людмила Савчук утверждает, что 13 россиян являются лишь верхушкой айсберга. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Американские органы юстиции обвиняют 13 российских граждан во вмешательстве в президентские выборы 2016 года с помощью манипуляций в социальных сетях. Так называемая «фабрика троллей» в Санкт-Петербурге, которую связывают с предпринимателем Евгением Пригожиным, оказалась в центре обвинений. Представленные обвинения прокомментировала Людмила Савчук, активистка и журналистка, исследователь пропаганды, которая некоторое время работала на «фабрике», по ее словам, с целью разоблачения.
Активистка рассказала, что в момент своей подготовки к внедрению в «фабрику», 3 имени из списка (Пригожин, Бурчик и Быстров) были ей известны, журналисты начали писать об этих людях еще в 2014 году. У остальных 10 человек в «друзьях» на страницах в соцсетях есть знакомые активистке люди, которых Савчук встречала на «фабрике».
По мнению журналистки, в список американского Минюста попали обычные работники «фабрики», которых очень много. Речь идет о людях, которые быстро поднялись по карьерной лестнице и начали реализовывать данную сверху программу. Активистка сообщила, что «фабрика», также известная под названием «Агентство интернет-исследований», не одна, на самом деле их несколько.
Работающие в Москве «тролли», возможно, не так раскрыты, как «фабрика» в Петербурге. Также необходимую информацию и комментарии нужного содержания в соцсетях распространяют люди, работающие удаленно. Поэтому журналистка утверждает, что на «фабрике» работает больше тысячи человек. Однако именно о тысяче сотрудников говорят люди, которые до недавнего времени в данной структуре работали.
Констатирует активистка, что в списке сотрудников, кроме Пригожина и Быстрова, в основном молодые люди около 20-летнего возраста. Как правило, на такую работу «тролли» устраиваются ради денег, поскольку зарплаты на «фабрике» высокие и привлекательный режим работы. В результате за половину дней в месяце сотрудники «фабрики» получают неплохие деньги и могут использовать для личных дел оставшееся время.
Говоря об обвинениях американского Минюста, Савчук отмечает, что никто не может сказать, насколько сильно работа «троллей» повлияла на выборы в США. Сложно сказать, на сколько процентов решение того или иного человека изменилось под влиянием российского вмешательства. Однако то, что влияние было, активистка считает несомненным. Попыткой влияния, по ее мнению, можно назвать даже распространение среди американской публики одного поста, написанного по заданию и за деньги.
Деятельность американского Минюста по разоблачению иностранного вмешательства в избирательный процесс активистка считает правильной работой. Савчук убеждена, что злоумышленников на самом деле было не 13, и даже не 130. В действительности речь идет об огромной работе, которая проводилась и проводится по сегодняшний день. Вместе с тем, обвинение в адрес конкретных 13 человек значит, что американским юристам удалось собрать достаточно доказательств для указания на вину каждого из фигурантов списка.
Отрицать вмешательство больше не получится.
Украинский журналист и телеведущий Евгений Киселев в публикацию своего блога на сайте радиостанции «Эхо Москвы» написал, что американские СМИ активно обсуждают обвинения в адрес 13 россиян. «Повара Путина» Пригожина и еще 12 человек из «фабрики троллей» в Санкт-Петербурге обвинили в попытке оказать влияние на исход выборов 2016 года на стороне Трампа против Клинтон.
Очевидным Киселев называет то, что никого из указанных 13 человек не арестуют, но этот момент не играет важной роли. На самом деле важно другое – теперь вмешательство россиян в американские выборы доказано. Расследование Мюллера нельзя считать мыльным пузырем или мистификацией, поскольку бывший директор ФБР привычно капает глубоко и теперь практически неуязвим.
В обвинительном акте упоминаются также другие лица, в большей или меньшей степени известные общественности. В заключении ничего не сказано о взломе штаб-квартиры Демократической партии или встречах высокопоставленных сотрудников избирательного штаба Трампа с россиянами. В докладе не говорится о бывшем начальнике штаба Поле Манафорте, который не признал себя виновным, но ниточка от него сейчас тянется не просто к российскому предпринимателю Дерипаске.
По словам Киселева, благодаря Навальному и Насти Рыбке установлена связь олигарха с высокопоставленными сотрудниками российского правительства. Ни слова в докладе не сказано о Майкле Флинне, который свою вину уже признал. Это значит, что в дальнейшем спецпрокурор Мюллер может рассказать еще много интересных историй.
Обращает внимание Киселев на то, что американцы пока толком не осознали, что звеньями одной цепи являются обвинения Пригожину и история с убитыми в Сирии российскими наемниками, предположительно принадлежащими к ЧВК Вагнера. Не исключено, что такие сложные схемы пока не укладываются в голове у американцев, тем более что для США ЧВК являются делом привычным.
В российском случае наемники вне закона. Поэтому американские журналисты пока не могут понять, как организатор банкетов в Белом доме может заниматься с захватом нефтяных месторождений. Киселев убежден, что картину происходящего в Вашингтоне смогут сложить из разрозненных элементов довольно скоро, но от этого России и путинскому режиму вряд ли будет легче.