Магистральный газопровод «Сила Сибири» должен быть готов к работе через год. По мнению экспертов, данный проект убыточный для России и прибыль принесет только компаниям-подрядчикам. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Сибирь. Реалии».
Контракт, подписанный в мае 2014 года российским «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией, предусматривает, что ежегодно в Китай Россия будет продавать до 38 миллиардов кубометров газа в течение 30 лет. На момент подписания контракта он оценивался в 400 миллиардов долларов, через год магистральный газопровод «Сила Сибири» должен быть готов к эксплуатации.
Соглашение между сторонами российское правительство до сих пор преподносит не только как выгодный коммерческий проект, но и как большую геополитическую победу. Эксперты тем временем отмечают, что у «поворота на восток» есть и обратная сторона. Российским налогоплательщикам придется субсидировать китайских потребителей, а реальную выгоду от проекта получат только подрядчики стройки. Так оценивает «большую геополитическую победу» российского правительства партнер аналитического агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Сомнительным эксперт называет то, что в мае следующего года газопровод «Сила Сибири» будет введен в эксплуатацию, более вероятной датой, по его мнению, является декабрь 2019 года. Первоначальная мощность всей системы составит примерно 4-4,5 миллиарда кубометров в год. Для вывода газопровода на мощность 38 миллиардов кубометров из Чаяндинского и Ковыктинского месторождений нужно добывать 42 миллиарда кубометров ежегодно. Разница при этом уйдет на выделение из газа компонентов и работу компрессоров на газоперекачивающих станциях.
Профильные специалисты, оценивая проект, установили, что для выхода газопровода на максимальную мощность понадобится много лет. Плановики и экономисты «Газпрома» ожидают, что примерно через 10 лет после начала прокачки газа в Китай можно будет достичь максимальной мощности. То есть, на плановый показатель проект выйдет приблизительно в 2029 году.
Примечательной Крутихин называет позицию Китая по данному проекту. Аналитик отмечает, что на протяжении многих лет китайцы сопротивлялись уговорам «Газпрома», который пытался продавать в государство газ по трем маршрутам сразу (через Владивосток, по «Силе Сибири» и по газопроводу «Алтай»). В «Газпроме» планировали продавать по трем маршрутам 68 кубометров газа, хотя китайцы сразу говорили, что этот газ им не нужен.
Представители Пекина пытались объяснить россиянам, что свой газовый баланс они закрывают без дополнительных поставок энергоносителя. С большим трудом из года в год россияне подписывали с китайскими партнерами рамочные соглашения, меморандумы о взаимопонимании и постоянно анонсировали подписание соглашения в ближайшее время. Во время визита президента Путина в Шанхай в мае 2014 года подписан документ, который за 20 минут до подписания назывался «Меморандум о взаимопонимании». То есть изначально документ ни к чему не обязывал, но с большим трудом россияне уговорили китайцев называть меморандум «контрактом».
Прибыль получат только подрядчики.
Безрезультатными оказались остальные уговоры. Россиянам так и не удалось убедить китайцев покупать газ, поставляемый через Дальний Восток и газопровод «Алтай», предложения в Пекине отвергают. Крутихин отмечает, что в прошлом году он разговаривал в Пекине с местными специалистами, которые рассказали, что китайское руководство закрывает свой газовый баланс без России. Поставки энергоносителя из России Китаю могут понадобиться лишь в одном случае – если в Тихом океане сложиться тяжелая военно-политическая обстановка.
Сложности в регионе могут вызвать проблемы с поставками газа. При этом возможны трудности с получением сжиженного природного газа из других источников. Именно в таких случаях Пекин намерен покупать российский газ. То есть, для Пекина поставки российского газа являются исключительно запасным выходом. «Пустой пропагандой» Крутихин называет заявления некоторых российских экспертов о том, что китайцы мечтают получать газ из России.
Обращает внимание аналитик на то, что обоснование инвестиций в «Силу Сибири» «Газпром» подготовил еще в 2012 году. В конце документа было сказано, что проект может иметь коммерческое значение лишь в том случае, если заложенная цена газа в нем будет увеличена на 50-70 процентов. Крутихин утверждает, что россияне стали отчаянно уговаривать китайцев, не обращая внимания на коммерцию.
Игнорирование коммерческой составляющей, по словам эксперта, на практике значит, что китайцы будут получать российский газ по цене ниже себестоимости. Цена не покрывает стоимость добычи, прокачки, операционные издержки и капитальные инвестиции (строительство газоперерабатывающего завода, газохимического завода и некоторых других объектов). Учитывая то, что «Газпром» является государственной компанией, российским налогоплательщикам придется субсидировать китайских потребителей газа.
Объясняет аналитик, что существует лишь два варианта возможной логики тех, кто принимал решение о строительстве газопровода. Крутихин подчеркивает, что решение принималось в Кремле и может объясняться двумя целями:
- показуха – открытие нового маршрута экспорта газа преподносится как гигантская геополитическая победа, при которой никто не обращает внимания на расходы;
- дать заработать подрядчикам, которые строят газопровод. Компании-подрядчики в свою очередь известны тем, что их смета приблизительно в 2,5-3 раза больше, чем стоимость аналогичных работ других компаний. Самые крупные подряды в рамках строительства газопровода без конкурса получили АО «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга.