В своем выступлении на международной Конференции по разоружению глава российской дипломатии Сергей Лавров заявил, что Москва больше не собирается сокращать ядерные арсеналы. Указанной аргументацией чиновник удивил не только иностранных, но и российских экспертов. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Голос Америки».
Глава российского МИДа Сергей Лавров выступил на международной Конференции по разоружению в Женеве. Впервые министр заявил, что сокращать свои ядерные арсеналы Москва больше не собирается. Министр отметил, что за последние годы собственные стратегические ядерные запасы Москва уменьшила на «более чем на 85 процентов», а дальнейшему обсуждению шагов в области разоружения мешает «явно агрессивная позиция» Вашингтона.
Лавров заявил, что ядерному разоружению препятствует также сохранение американского не стратегического ядерного оружия в Европе, которое сопровождается дестабилизирующей практикой так называемых «совместных ядерных миссий». Министр обратил внимание на то, что в рамках миссий «с грубым нарушением Договора о нераспространении» неядерные члены НАТО принимают участие в планировании применения американских не стратегических ядерных боеприпасов и привлекаются к освоению соответствующих навыков. Подчеркнул Лавров, что всем должно быть понятно, что тем самым американские военные готовят вооруженные силы европейских государств к применению тактического оружия против Российской Федерации.
Заявления Лаврова вызвали нескрываемое удивление экспертов из Вашингтона и Москвы. Исполнительный директор Ассоциации по контролю над вооружениями Дарил Кимбалл странным назвал то, что российский министр иностранных дел упоминает тактические ядерные боеприпасы в качестве одного из основных препятствий для прогресса в переговорах о контроле над вооружениями.
Эксперт напомнил, что в последние годы в ходе переговоров представители России постоянно упоминали об этой проблеме. Россияне настаивают на том, что Вашингтон должен вывести из Европы свои тактические арсеналы. Речь в данном случае идет приблизительно о 160 единицах оружия, боеголовок и так называемых гравитационных авиабомб, которые размещены на 5 базах на европейском континенте.
Главный аргумент Москвы при этом заключается в том, что ни одно государство не должно размещать ядерное оружие за пределами своей территории. Однако данные требования не включены ни в один из международных договоров. Также представители Москвы предпочитают не упоминать о том, что Россия располагает существенным арсеналом не стратегических боеголовок, которые фактически находятся на территории Российской Федерации, но непосредственно у европейских границ.
Бревно в собственном глазу россияне по-прежнему не замечают.
Независимый военный аналитик Александр Гольц напомнил, что не впервые Москва выступает с подобными претензиями. Наличие на европейской территории американских тактических боеприпасов, по утверждению аналитика, дало Москве возможность упрекать Вашингтон в нарушении Договора о нераспространении ядерного оружия.
В переговорах российские делегаты акцентируют внимание на том, что в ходе учений американские силовики тренируют пилотов F-16 из стран-союзников по НАТО, учат иностранцев применять бомбы, которые могут быть оснащены ядерными боеголовками. На этих упреках строится российская позиция. Москва указывает на хранение американских бомб на европейском континенте, что интерпретирует как подготовку к возможной ядерной войне.
Дарил Кимбалл в свою очередь отмечает, что с обвинениями в адрес США о нарушении договора о нераспространении ядерного оружия российский министр выступил впервые. Эксперт подчеркнул, что не существует никакого договора или соглашения, которое касается тактического оружия. Между тем, Лавров сообщил, что ядерное планирование НАТО нарушает условия договора, чего раньше представители России не говорили.
Примечательно, что условия соглашения в 1967-68 годах довольно активно обсуждались на переговорах между СССР и США. Тогда договор разрешал Соединенным Штатам разворачивать ядерное тактическое оружие за пределами своих границ, чтобы в случае войны оно могло быть доставлено силами НАТО.
Уточнил эксперт, что в 1991 году президенты Джордж Буш и Михаил Горбачев действительно согласились вывести развернутые стратегические вооружения на территории своих государств. Одновременно тактические ядерные боеприпасы морского базирования были сняты с боевого дежурства, а не стратегические вооружения сосредоточены на складах.
С формальной точки зрения, по утверждению Кимбалла, это не было договором. Скорее речь шла о добровольной и важной инициативе двух государств, закрепленным на бумаге соглашением она не стала. Поэтому с точки зрения формальной нельзя говорить о техническом нарушении какого-то договора.
Соглашается с данной оценкой Александр Гольц. Комментируя заявление Сергея Лаврова о том, что «Россия не имеет развернутого тактического ядерного оружия, не проводит отработку его применения», эксперт предположил, что министр использует собственную информацию, которая недоступна участникам двусторонних переговоров. Аналитик напомнил, что российское руководство уже давно пугает Европу развертыванием ракет «Искандер» в Калининградской области, поэтому заявление министра Лаврова выглядит как минимум странным.