Исследователи из международных организаций определяют, откуда боевики-исламисты получают оружие и боеприпасы. Анализ показал, что значительная часть оружия из арсенала террористов выпущена в Восточной Европе. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Террористическая группировка «Исламское государство» (ИГИЛ, организация запрещена в России) в военном плане потерпела сокрушительное поражение. Практически полностью освобождена территория общей площадью в 100 тысяч квадратных километров в Сирии и Ираке, которая в свое время контролировалась экстремистами. Для получения победы над исламистами понадобилось формирование международной антитеррористической коалиции из 60 стран и более 3 лет времени.
Самую высокую цену за уничтожение боевиков заплатили в первую очередь мирные жители. В контролируемом боевиками регионе погибли десятки тысяч человек. Сирийский город Ракка, который считался столицей самопровозглашенного халифата, фактически превратился в развалины. Аналогичная участь постигла иракские города Мосул, Рамади и Тикрит.
Настолько длительное удержание боевиками этих территорий под своим контролем объясняется не только фанатизмом экстремистов. Не менее важную роль сыграли постоянные поставки боевикам ИГИЛ оружия и боеприпасов. Значительная часть вооружения, оказавшегося в руках террористов, изготовлена в Евросоюзе.
В странах Восточной Европы изготовлялось оружие, которое затем обходными путями (через США и Саудовскую Аравию) поставлялось в зону боевых действий. К таким выводам пришли аналитики из британской негосударственной организации Conflict Armament Research (CAR), которая занимается отслеживанием незаконного оборота оружия. Эксперты организации работали в Сирии и Ираке на протяжении 3 лет – с июля 2014 года по ноябрь прошлого года.
По мере отступления исламистов специалистам удалось изучить оружие и боеприпасы, оставленные боевиками на местах столкновений. Около 2000 единиц вооружения и более 40 тысяч боеприпасов аналитики смогли обнаружить на территории между городом Кобане на границе Сирии и Турции и иракским Багдадом. В дальнейшем аналитики попытались установить маршрут передвижения оружия по производственным данным и серийным номерам.
Основной автор доклада Демьен Сплитерс удивительным для себя моментом называет то, насколько быстро конкретное оружие, проданное за рубеж, оказывалось в арсенале исламистов. Один из примеров – болгарская противотанковая управляемая ракета, которую в декабре 2015 года отправили в США. Всего через два месяца ракета была обнаружена солдатами из Ирака в числе оружия, брошенного отступающими исламистами, в ходе операции по освобождению города Рамади.
Путь оружия в Ирак через США установлен только частично.
Пока неизвестно, захватили ли боевики трофейное оружие на поле боя, получили от примкнувших из-за границы исламистов или купили у конкурирующих группировок. Лишь частично прослеживается маршрут противотанковой ракеты. Болгарская сторона факт экспорта данного оружия в США подтвердила и сообщила, что противотанковая ракета была продана американской компании Kiesler Police Supply.
При этом к запросу на выдачу экспортной лицензии в соответствии с правилами была прикреплена декларация конечного использования от американских ВВС. Этот документ выступает гарантией того, что американские военные третьей стороне оружие не передадут. В конечном итоге оружие оказалось на Ближнем Востоке. Сплитерс полагает, что Саудовская Аравия и США, которые являются ключевыми импортерами оружия и важными клиентами европейских производителей, не соблюдают правила, регламентирующие экспорт вооружения из Европы.
Не исключено также, что данный вывод является полуправдой. Эксперт из правозащитной организации Amnesty International Патрик Уилкен убежден, что все звенья транспортной цепи знали о том, что, несмотря на наличие документов, оружие в конечном итоге окажется в Сирии и Ираке. В этом контексте нужно упомянуть о масштабном экспорте оружия восточно-европейского производства в Саудовскую Аравию, после чего вооружение попадало в руки воюющих в Сирии группировок.
Еще до начала войны в Сирии Эр-Рияд особо не интересовался импортом оружия из стран Восточной Европы – саудовцы отдавали предпочтение вооружению, выпущенному в Западной Европе и США. Эксперты CAR установили, что значительная часть оружия, оказавшегося в арсенале боевиков, была выпущена в Болгарии, после чего продана Саудовской Аравии.
В 2016 году Центр исследования коррупции и организованной преступности (OCCRP) вместе с Балканским объединением журналистов следователей (BIRN) провели совместное расследование. В результате удалось обнаружить процветающий оружейный бизнес между восемью странами Центральной и Восточной Европы с одной стороны и Саудовской Аравией, Турцией, Иорданией и ОАЭ с другой. Впоследствии автоматы Калашникова, пулеметы, ракетные комплексы и системы ПРО общей стоимостью 1,2 миллиона евро оказались в руках сирийских повстанцев, воюющих против диктатора Асада, а затем и в распоряжении террористов ИГИЛ.
По словам эксперта Amnesty International, доклад CAR является еще одним доказательством того, что страны восточноевропейского региона и США активно участвуют в поставке вооружения сирийским повстанцам через Саудовскую Аравию. Перемещение оружия, которое оказалось на территории региона, по словам правозащитника, практически невозможно контролировать. Дэмьен Сплитерс подтверждает, что если третья сторона поставляет оружие одной из группировок, участвующих в сирийском конфликте или боевых действиях на территории Ирака, тем самым она способствует усилению военной мощи ИГИЛ.