Ухудшение отношений между Москвой и Лондоном прокомментировал Сергей Шелин. Он утверждает, что превращенный в государственную стратегию троллинг становится реальной угрозой. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации пишет, что на первый взгляд в нынешней ситуации нет ничего необычного. Российские официальные ответы на обвинения в покушении на Сергея Скрипаля ничем не отличаются от реакции Москвы на другие западные упреки по любому поводу. Пресс-секретарь российского МИДа Россия Захарова назвала ситуацию «цирковым шоу», российское посольство в США – «очередной фейковой новостью». Сергей Лавров оценил обвинения как «пропаганду и нагнетание истерики». Президент Путин предложил властям Великобритании сначала самостоятельно разобраться в обстоятельствах дела, после чего обсуждать вопрос с Россией.
Видимо, в Москве ожидают, что западные партнеры, услышав привычные реплики, пошумят и успокоятся. При этом российские чиновники рассчитывают, что западные коллеги не будут обращать внимание на отдельные неоднозначные моменты, допущенные на ранних стадиях развития конфликта. К примеру, в эфире российских телеканалов довольно прозрачно намекали, что на Скрипаля обрушилась заслуженная кара. Для оценки правильности восприятия Кремлем создавшейся ситуации необходимо детально рассмотреть, что произошло в Солсбери с Сергеем Скрипалем, его дочерью и случайными жертвами.
На самом деле новостью не является выборочное сведение счетов с перебежчиками, но бывший полковник ГРУ таковым не являлся. Скрипаль был государственным изменником, арестованным в 2004 году и помилованным в 2010 году для участия в групповом обмене на российских агентов. Раньше на таких людей не покушались. При освобождении исходили из того, что все известные тайны Скрипаль уже выдал.
Последующее сотрудничество освобожденного Скрипаля с британскими спецслужбами не должно было стать причиной новых обид на изменника. Кроме того, в прежних нападениях на агентов противника спецслужбы старались оградить от опасности родственников жертвы и тем более людей, случайно оказавшихся рядом. Именно из-за вышеуказанных моментов нападение на Скрипаля Тереза Мэй описала как «бесстыдную попытку убийства мирных граждан на британской земле» и выдвинул Москве ультиматум.
Серьезной создавшаяся ситуация выглядит не только с точки зрения возможных антироссийских мероприятий, анонсированных Лондоном. Важно и то, что словесный и практический троллинг Запада, который Москва превратила в главный способ общения с иностранцами, постепенно приближает страну к проблемам совершенно иного масштаба.
За внешнеполитический троллинг придется ответить.
Многие российские эксперты пытаются утешить себя тем, что троллинг вместе с рассуждениями о чудо-оружии и взаимоуничтожающей ядерной войне представляет собой только безобидные упражнения в риторике. По их мнению, с помощью этих приемов российские политики развлекаются или пытаются заставить «партнеров» себя уважать. При этом все сторонники этой точки зрения убеждены, что на кнопку Россия нажимать не станет.
С мнением о кнопке Шелин соглашается, но отмечает, что нередко довольно серьезные действия предпринимаются Москвой без рационального прогнозирования последствий в достаточно напряженной обстановке. Троллинг с мультиками о ракетах, направленный на американцев, Вашингтон не напугал, поэтому Москва с новой силой продолжила реализовать аналогичные действия на других участках.
Международный эксперт Владимир Фролов обратил внимание на то, что в большом интервью Владимира Путина телеканалу NBC также содержится троллинг. Чрезмерное количество раз президент повторил фразу «понятия не имею», отвечая на вопросы, имеющие для американской аудитории принципиальное значение. Очевидно, что подобные интервью могут настроить против России всю или почти всю американскую аудиторию.
Подчеркнутая неосведомленность президента в вопросах о влиянии российских граждан на ход американских выборов или об интересах, которые отстаивают российские «ихтамнеты» в Сирии, предшествовала аналогичной неосведомленности, демонстрируемой по поводу отравления в Солсбери. Примечательным является также сенсационное заявление Путина из фильма-интервью «Миропорядок-2018». Комментируя вероятность обмена ядерными ударами, глава государства ответил коротко «зачем нам мир без России?».
На первый взгляд кажется, что в заявлении хозяина Кремля нет ничего сенсационного, поскольку гарантированная возможность взаимного уничтожения признается всеми много десятков лет. Однако только действующий российский президент публично и довольно часто возвращается к этой теме. Ядерный взрыв на Семипалатинском полигоне в 1949 году действительно был сенсацией, но свои выступления Иосиф Сталин не сопровождал показом роликов о советских атомных испытаниях. Сталина вряд ли можно назвать миролюбцем, но ядерную дубинку он предпочитал держать за спиной, как и другие советские и российские лидеры, кроме действующего президента.
Аналитики пока не установили, есть ли новая холодная война или она пока в перспективе. По мнению Шелина, к такой черте мир уже подошел вплотную. В Сирии сотрудники ЧВК «Вагнер», которые не отчитываются перед Москвой, попадают под бомбовый удар американцев. В Британии неизвестные и неподотчетные злоумышленники применяют боевые отравляющие вещества.
В результате российские и американские официальные лица открыто обмениваются предположениями о том, что произойдет после предположительного удара американцев по Дамаску. Создавшуюся ситуацию можно воспринимать как троллинг или балансирование на грани перехода от холодной войны к горячей ее фазе.