Возможные сценарии дальнейшего развития украинско-российского конфликта описывают эксперты из разных стран. Майкл Эмерсон полагает, что, в отличие от Крыма, Донбасс Киев еще может вернуть, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
Британский политолог Майкл Эмерсон известен как специалист по постсоветскому пространству и ассоциированный старший научный сотрудник брюссельского Центра по изучению европейской политики. В 1990-х на протяжении 5 лет он был послом Евросоюза в СССР и России, также занимал должность экономического советника президента Еврокомиссии. В свое время эксперт активно работал над вопросами формирования общего европейского рынка.
Комментируя возникший вокруг отравления Сергея Скрипаля в британском Солсбери скандал, политолог отмечает, что сложно найти ответ на вопрос, что делается в голове российского президента Путина. В настоящее время отношения между Россией и Евросоюзом на низком уровне, но одновременно с сохранением санкций стороны продолжают вести бизнес. Общая интерпретация заключается в том, что санкции Евросоюза против России сыграли важную роль в изменении стратегических намерений Кремля в отношении Украины.
Напомнил эксперт, что 4 года назад в Москве обсуждались возможности продвижения российской армии от Донецка и Луганска к Мариуполю с дальнейшим захватом территории в направлении Одессы и Приднестровья. Сценарий сам по себе был спекулятивным, сейчас об этом никто не говорит. Одно из объяснений заключается в том, что санкции и вероятность их усиления заставили Москву изменить планы в отношении Украины.
После состоявшихся недавно в России президентских выборов официальный Киев выразил протест, поскольку второй избирательный процесс Россия проводит на территории аннексированного Крыма. С точки зрения международного законодательства, российский парламент и президент избраны незаконно. Киев ожидает от Евросоюза усиления санкций. Майкл Эмерсон полагает, что в отношении отдельных лиц в Крыму санкции останутся, возможно, навсегда.
С другой стороны, по словам политолога, аннексию Крыма следует воспринимать как факт. На сегодняшний день Евросоюз и США в оперативном плане больше обеспокоены проблемами Донецка и Луганска. С Крымом, судя по всему, все иначе. Эмерсон объясняет, что по большому счету, к сожалению, у Украины нет способов вернуть Крым, кроме большой войны, на которую Киев вряд ли пойдет. В Украине с этой точкой зрения не согласны, глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров одним из способов возвращения полуострова в состав Украины называет усиление антироссийских санкций.
Ситуация на Донбассе меняется.
В то же время события вокруг конфликта на Донбассе разворачиваются по несколько иному сценарию. Британский политолог отмечает, что с прошлого года произошло несколько важных событий. В первую очередь в Киеве принято решение о блокаде Донецка и Луганска. Российская сторона выступила с идеей о введении миротворческой миссии в регион. На предложение откликнулись европейцы, хотя российская концепция миссии ООН неприемлема.
В предложении Кремля речь идет о размещении миротворцев только на линии разграничения. С точки зрения Европы любая подобная миссия должно быть частью комплексной работы, в которой также предусмотрен мониторинг за межгосударственной границей, разделяющей Украину и Россию. Москва выступает категорически против введения эффективного контроля за всей протяженностью межгосударственной границы.
Поэтому в целом в ситуации присутствует некий элемент безысходности. Ключевым в настоящее время, по словам политолога, является вопрос о том, останется ли положение в регионе в тупике на длительное время. Знакомые с политической ситуацией на постсоветском пространстве люди хорошо знают, что так называемые замороженные конфликты (Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье) могут оставаться актуальными на протяжении длительного времени.
Повторение сценария замороженного конфликта эксперты считают вероятным на Донбассе, для этого нужно, чтобы ситуация всего лишь оставалась неизменной. Однако существует и другой вариант, который Эмерсон считает менее вероятным. Суть альтернативного сценария заключается в реальном прекращении огня, для которого Кремлю нужно дать соответствующие распоряжения своим марионеткам в Донецке и Луганске.
Киеву в свою очередь, по словам политолога, следует не только присоединиться к режиму тишины, но и снять блокаду, разрешив тем самым свободное движение людей и товаров через линию разграничения. Между Приднестровьем и Молдовой все именно так выглядят – в регионе нет насилия, люди и товары более или менее свободно перемещаются через границу. Кроме того, Приднестровье является частью соглашения о свободной торговле между Молдовой и Евросоюзом.
Предполагает политолог, что для Донецка и Луганска подобный сценарий может быть важным стимулом, если в экономическом плане ситуация в регионе будет сложной. На сегодняшний день ситуацию в «народных республиках» сложно назвать благополучной. Эмерсон считает, что если в определенный момент сепаратисты пожелают решить вопросы экономической политики и благосостояния населения – они должны быть заинтересованы в получении доступа к европейским рынкам.