Перспективы дальнейшего развития отношений между Россией и западными странами оценил Владислав Иноземцев. Он утверждает, что Запад готовиться к долгой и болезненной для России «осаде», об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Эхо Москвы».
Доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев в своей публикации пишет, что напряженность в отношениях России и Запада достигла того уровня, когда возможными становятся практически любые невоенные средства ведения борьбы. Сейчас возле российского МИДа образуют пробки вереницы машин послов, что явно не свидетельствует о внешнеполитических победах российской дипломатии.
Запад в свою очередь не понимает, чего хочет Россия и зачем предпринимает настолько демонстративные и бессмысленные акции устрашения, как события в британском Солсбери. Учитывая предпосылки и теперешнюю ситуацию, западные страны готовятся к длительной и болезненной для России «осаде». Теперь пришло время задуматься о том, какими могут оказаться следующие шаги Лондона, Вашингтона и Брюсселя.
По мнению Иноземцева, проведенные недавно в британских и американских политических кругах обсуждения позволяют определить приблизительное направление политики западных стран в отношении России. Иностранные эксперты по этому поводу говорят, что после высылки всех шпионов внимание, судя по всему, переключится на санкции. При этом речь идет не столько об экономических ограничениях, сколько о санкциях финансовых.
В Москве серьезно опасались введения финансовых санкций в те дни, когда в Вашингтоне ожидалась презентация «кремлевского доклада». Однако тогда худшие прогнозы не подтвердились. Сейчас серьезно возросла вероятность жестких шагов, на которые Россия просто не сможет ничем ответить. В то же время, можно довольно точно определить, на какие шаги Запад пойдет, а от каких решений откажется.
Самым фантастичным экономист называет сценарий, предусматривающий арест активов «олигархов» или других людей, приближенных к российскому президенту. Именно этот вариант сейчас активно обсуждается обозревателями. Иноземцев отмечает, что в отличие от России с ее специфической судебной системой, в Лондоне и Нью-Йорке без четких доказательств невозможно выдать соответствующие предписания, а на поиск доказательств могут уйти годы.
Политики из США и Европы вряд ли согласятся подрывать собственную юридическую практику, даже если при этом речь идет о ведении борьбы с «клептократическим режимом». Можно ожидать только публикации данных о собственности и активах, чтобы с коррупционерами разбирались сами россияне. Что-то больше вряд ли возможно, а такой вариант не испугает владельцев несметных богатств.
Сомнительным выглядит также делистинг российских бумаг с LSE и NYSE. На самом деле биржи являются частными компаниями, как и корпорации, акции которых котируются. Оказать давление на биржи правительства не сумеют. Практически невероятна и заморозка российских государственных активов (средств в американских казначейских бондах). В ситуации с Ираном, когда это стало возможным, ключевую роль играет то обстоятельство, что санкции вводились резолюциями ООН (по такому же принципу возможно отключение от системы SWIFT).
В распоряжении Запада достаточно рычагов влияния на Россию.
Однако кроме ареста активов и других сомнительных инициатив у политиков из западных стран есть много других опасных инструментов. В данном контексте в первую очередь следует обратить внимание на российские долговые бумаги (государственные и корпоративные). Под ограничения могут попасть облигации и кредиты компаний с государственным участием. Круг бумаг и эмитентов, на которых распространяются ограничения, определяется без труда, правительства могут рекомендовать инвесторам из соответствующих стран избавиться от ценных бумаг.
Финансистам из Америки и европейских стран такая мера практически наверняка не нанесет вреда, поскольку доходность российских долговых бумаг на сегодняшний день близка к историческим минимумам. Вполне возможно, что владельцы, которые продадут бонды сейчас, смогут получить самую солидную прибыль. Рубль также торгуется неоправданно высоко, а доходность по облигациям федерального займа рекордно низкая. Никто из западных инвесторов не упустит прибыль, если сейчас покинет российский рынок.
Российское правительство, судя по всему, будет стремиться не допустить резкого подорожания заимствований, поэтому продаваемые бумаги купит. Вместе с тем, масштабы вывода средств могут оказаться значительными – иностранцы контролируют треть рынка ОФЗ, внешний долг российских компаний, банков и организаций государственного управления без учета прямых инвестиций превышает показатель 300 миллиардов долларов.
Иностранные требования вместе с рублевыми бумагами составляют около 75 процентов объема золотовалютных резервов, более 90 процентов из них – активы американских и европейских компаний. «Сбербанк», самая дорогая российская корпорация на сегодняшний день, на 45,6 процента принадлежит иностранным инвесторам. Не сложно понять, какими будут последствия, если держатели начнут массово избавляться от этих бумаг.
По мнению Иноземцева, при желании можно построить множество гипотез относительно направлений развития «войны санкций». Однако очевидно, что ущерб от обострения борьбы для России окажется диспропорциональным – никакими «симметричными» мерами ответить на шаги Запада Россия не сможет. Экономист полагает, что российскому МИДу и Кремлю следует начинать нащупывать педаль тормоза. В любом случае, при каждом обсуждении «санкционной» повестки дня высшему руководству страны нужно больше прислушиваться к мнению Эльвиры Набиуллиной, Антона Силуанова и Германа Грефа, и меньше принимать во внимание призывы Николая Патрушева, Сергея Шойгу или министра Лаврова.