Во внешней политике Россия успешно зашла в тупик и в будущем столкнется с дефицитом средств. Глава государства вынужденно ищет возможности наладить отношения с Западом, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Обозреватель Антоний Рыбчиньский в своей публикации для польского издания Gazeta Polska пишет, что впервые за пять лет журнал Forbes не включил российского президента Путина в список самых влиятельных людей мира. Внешняя политика современной России зашла в тупик, сейчас страна переживает стагнацию и в обозримом будущем столкнется с дефицитом средств.
Долгие месяцы российский лидер колебался и размышлял над целесообразностью продолжения прежней политики конфронтации и наращивания вооружений, которая сочетается с минимизацией геополитических издержек. Реализацию этой стратегии поддерживают силовики, «партия мира» считает нужным уменьшение оборонного бюджета, нормализацию отношений с Западом и поворот на путь реформ.
Современное состояние экономики и финансов не позволяет Кремлю вооружаться настолько активно, как прежде, и ввязываться в военные авантюры, в таком случае средств на инвестиции в общество и экономику не хватает. Похоже, президент поддался на уговоры «партии мира» во главе с Алексеем Кудриным. Инаугурационная речь главы государства, новое правительство и указ о развитии России говорят о том, что Кремль намерен смягчить внешнюю политику и сосредоточиться на проблемах внутренних.
Эти шаги, по словам обозревателя, являются лишь тактическим приемом, поскольку внутриполитические цели недостижимы, а хозяин Кремля и подавляющая часть его окружения смотрят на Запад с ненавистью. Теперь они расставляют ловушки для западных политиков, которые давно ждут от России жеста доброй воли, чтобы приступить к нормализации отношений. Завершая процесс наращивания вооружений и анонсируя рыночные реформы, Кремль пытается подать сигнал о своих добрых намерениях.
В действительности российское руководство под влиянием обстоятельств принимает такие решения. Российский президент говорит о реформах, которых не будет, стремясь получить возможность паразитировать на отношениях с Западом в таком объеме, который позволит спокойно существовать его окружению. Сложность заключается в том, что договориться с Вашингтоном российское руководство вряд ли сумеет.
На Кремль больше не работает корейская тема, поскольку прорывного результата удалось добиться без помощи России и даже вопреки воле Москвы. В Сирии могли появиться шансы на согласование отдельных сложных вопросов. Однако в регионе начали активно реализовать свою политику иранцы – союзники Путина и одновременно враги Трампа и ближневосточных соратников американского президента (Израиль, Саудовская Аравия).
Политика Вашингтона в отношении Ирана является основным фактором, который мешает наладить контакты между Россией и США. Однако обстоятельство, которое выглядит для российского президента как неприятный фактор, открывает перед Россией возможности, которых не было со времен Джорджа Буша и войны в Ираке. Хозяин Кремля не может оставить Иран и Асада, поэтому вряд ли в перспективе возможна нормализация отношений Москвы и Вашингтона.
Вместо этого Кремль может вбить клин между США и ближайшими европейскими союзниками Америки (среди которых Польша) и так называемой старой Европой. В вопросе иранской ядерной программы европейцы занимают ту же позицию, что Москва. Визит канцлера ФРГ Ангела Меркель за океан оказался неудачным, в Вашингтоне приняли решение о выходе из соглашения по ядерной программе Ирана. Сейчас в Берлине говорят, что Европа больше не может полагаться на США в вопросе обеспечения безопасности. Поэтому именно в Германии президент Путин пытается найти рычаги, чтобы изменить отношения между Россией и Евросоюзом.
Москва делает ставку на сближение с Берлином.
На протяжении длительного времени Кремль реализовал антизападную политику и наращивал военный потенциал. В прошлом году поступила информация о том, что россияне впервые за почти 20 лет сократили расходы на военные нужды. В SIPRI утверждают, что оборонный бюджет России уменьшился на 20 процентов, по другим данным речь идет о снижении расходов на 7 процентов. В своей инаугурационной речи глава государства сосредоточился на внутренних вопросах и заявил, что Россия готова вести со всеми странами «равноправное и взаимовыгодное сотрудничество».
Кремль подал сигнал о готовности к восстановлению отношений с Западом и завершению периода конфронтации. В Москве рассматривают возможность нормализации отношений на своих условиях, среди прочего Кремль ожидает признания международным сообществом аннексии Крыма. По мнению Антония Рыбчиньского, от политики войны Кремль отказался, потому что у него закончились деньги, а перспективы экономики страны выглядят не слишком радужно. Изменить ситуацию в лучшую сторону может только сотрудничество с Западом.
Экономика является одной из причин, из-за которых Путин выбрал новую стратегию. Вторая причина более прозаична – Россия терпит поражения на международной арене. Разрядка напряженности на корейском полуострове показывает, что мировые проблемы вполне можно решать без Москвы, в Сирии ситуация складывается также не лучшим для россиян образом. Несмотря на то, что новые армянские власти занимают пророссийскую позицию, сам факт смещения правящей команды в результате уличных протестов, видимо, приводит Кремль в ужас.
Решение Трампа по иранскому вопросу может стать спасением для российского президента. Запад воспринял произошедшее неоднозначно, крупные державы заняли противоположную позицию. В первых рядах гостей на инаугурации Путина не случайно оказались Герхард Шредер и Маттиас Варниг, а в день вступления в должность глава государства анонсировал предстоящую встречу с бундесканцлерин в Сочи.
По утверждению обозревателя, Москва делает ставку на сближение с Германией. Берлин может ответить взаимностью не столько из-за Ирана, сколько из-за политики Вашингтона, которая ставит под угрозу совместные российско-немецкие бизнес-проекты, в первую очередь «Северный поток-2». Судя по всему, Кремль всячески стремится посеять рознь между США и американскими союзниками в Евросоюзе, чтобы в очередной раз обмануть Запад.