Главную причину проблем, возникших в Венесуэле, определил Александр Желенин. Он утверждает, что с похожими трудностями сталкиваются все руководители стран, которые пытаются преобразовывать экономику, используя советские подходы, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Александр Желенин в своей публикации пишет, что прошедшие президентские выборы в Венесуэле дают государству очередной повод попытаться ответить на вопрос о недостатках «социализма» венесуэльского образца. На выборах наследник Уго Чавеса Николас Мадуро, по официальным данным ЦИК, при явке 46 процентов избирателей получил поддержку 67,7 процента граждан. За главного оппонента действующего президента, либерала Анри Фалькона проголосовали 21,1 процента жителей Венесуэлы.
По факту за президента проголосовали меньше половины граждан страны, имеющих право голоса, в ситуации, когда парламент фактически лишен своих полномочий. В результате возникают вопросы к нынешней политической системе и ее создателям. Тем не менее, даже на таких выборах оппозиционные силы могли победить, особенно с учетом плачевного состояния экономики страны. Гипотетическая победа Фалькона на выборах вряд ли принесла бы венесуэльцам счастье, но предлагаемые им монетаристские методы могут решить некоторые проблемы.
Сегодняшний товарный дефицит для стран государственного социализма не является чем-то оригинальным. Однако Венесуэлу к таким государствам отнести сложно, поскольку здесь присутствует существенный слой легально работающих частных собственников. В венесуэльском случае социально-экономическая система скорее является государственным капитализмом, как и в СССР времен НЭПа (1921-1919 годы) или в современном Китае.
Роднит нынешнюю Венесуэлу с советской Россией периода «военного коммунизма» 1917-1921 годов и застойными временами позднего советского периода тотальный дефицит. С прилавков советских магазинов исчезали даже такие традиционные для России товары, как гречка и картофель. Программа оппозиционного кандидата Фалькона могла бы решить проблему дефицита продуктов за счет роста цен и либерализации всей финансовой системы.
Такие нововведения в Венесуэле пошли бы на пользу тем, кто сейчас оскопил определенные средства и готов их тратить на личное потребление и обогащение. Судя по словам самого Мадуро, который признал проблему коррупции в госорганах, в этой группе людей оказались бы многие чиновники «революционного» правительства. В свое время главными выгодоприобретателями советской либерализации и приватизации 1990-х годов (кроме теневого бизнеса, вышедшего тогда на свет) стали представители советской номенклатуры, выступившие инициаторами и проводниками либеральных реформ.
Венесуэла повторяет советские ошибки.
По словам обозревателя, первый шаг к венесуэльскому варианту НЭПа президент Мадуро уже сделал – он отказался в январе 2018 года от фиксированного курса национальной валюты. Раньше в течение 2 лет в Венесуэле, как и в позднем СССР, официально существовало два курса валюты – фиксированный и плавающий (приближенный к рыночному). В январе президент объявил о ликвидации первого курса. Такое решение венесуэльский лидер обосновал необходимостью увеличения «фундаментальных показателей производства, распространения товаров», а также «их коммерциализации».
Обстоятельства вынудили президента пойти на «предательство» идеалов «боливарианского социализма», поскольку ситуация в стране действительно крайне сложная. Большинство жителей Венесуэлы вынуждены проводить многие часы (иногда даже целые ночи) в очередях за продуктами на государственных рынках, где цены контролируются властью. Всего за четыре года после начала падения мировых цен на нефть уровень жизни в Венесуэле, которая делит вместе с Россией 4-5 место в рейтинге по запасам углеводородов, упал до катастрофических показателей.
В беседе с журналистами издания «Коммерсант» глава венесуэльской неправительственной организации Observatorio Venezolano de la Salud Марианелла Эррера рассказала, что не менее 70 процентов населения фактически не могут позволить себе достаточно питаться. В результате у 53 процентов детей до 2 лет фиксируются задержки в развитии из-за недоедания и плохого медицинского обслуживания.
Проблемой является и то, что в последние годы в Венесуэле катастрофически падает производство нефти, которое дает 90 процентов поступлений в бюджет. Производство снижалось и в несколько последних месяцев, когда стоимость нефти значительно выросла. По информации агентства EIA, количество активных буровых установок в стране снизилось с 70 в первом квартале 2016 года до 43 в четвертом квартале прошлого года.
Несмотря на наличие огромных запасов нефти, Венесуэла оказалась на дне глубокой экономической ямы. Причиной, судя по всему, является не только плохое управление нефтяной отраслью. На самом деле лидеры венесуэльского «социализма» плохо представляют себе, что такое социализм и явно недостаточно разбираются в современной экономике и законах, по которым она функционирует. Журналист констатирует, что по большому счету венесуэльское правительство и граждане сейчас получают по лбу теми граблями, на которые успешно наступали во всех без исключения странах, которые пытались строить социализм по советским лекалам.