Специфику развития ситуации на мировом энергетическом рынке прокомментировал Леонид Бершидский. Он утверждает, что Европа укротила «Газпром» и теперь должна держать российскую компанию на крючке, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Российский медийщик Леонид Бершидский в своей публикации для американского издания Bloomberg пишет, что Европейская комиссия урегулировала длившийся 7 лет спор с «Газпромом» по вопросу монополии российской компании. Решение было необходимым, чтобы пойти на уступки, но избежать штрафов. Критики российского газового монополиста из Восточной Европы могут сказать, что в споре европейцы проиграли. Однако решение, озвученное в четверг, показывает, что европейцы обезвредили газовую компанию и сейчас она не представляет угрозы для энергетической безопасности Европы.
Европейский комиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер потребовала от американских компаний Apple и Google заплатить миллиардные штрафы. Некоторые клиенты российского «Газпрома» вроде польского государственного нефтегазового гиганта PGNiG считают, что с «Газпромом» нужно обойтись так же. Представители польской компании и их единомышленники полагают, что «Газпром» нужно наказать за многолетние злоупотребления на рынке, а компромиссы с российской корпорацией будут способствовать монополизации газового рынка Центральной Европы и усилению российской власти и ее влияния.
Вестагер предложила другое решение, более полезное для энергетического рынка, чем карательные меры. «Газпром» отказался от своих попыток наказывать покупателей, перепродающих его газ за рубежом. Многие считали эту практику газового гиганта недопустимой. С 2014 года, когда Украина стала покупать у Словакии российский газ, а Евросоюз в споре поддержал Киев, стало ясно, что практика обречена. Однако урегулирование спора дало и другой результат.
«Газпрому» предстоит компенсировать нехватку соединительных трубопроводов на территории Болгарии и трех прибалтийских стран. В результате потребители смогут покупать газ по более низким ценам, которые устанавливаются для других государств, а российская сторона будет поставлять в 4 страны «голубое топливо». Кроме того, клиенты «Газпрома» имеют возможность требовать снижения цены, если платят больше, чем западноевропейские потребители с конкурентными рынками.
Российская компания согласилась на ряд других условий, в том числе отказ от любых компенсаций за отмену проекта «Южный поток». По этому трубопроводу Москва планировала перекачивать газ из России в Австрию через территорию Болгарии, Венгрии и Словении. В свое время вмешательство Евросоюза положило конец реализации этого проекта. Согласился «Газпром» также на пристальный надзор со стороны Евросоюза на ближайшие 8 лет, теперь именно Брюссель будет выступать арбитром в любых спорах. При нарушении условий урегулирования спора ведомство Вестагер сможет оштрафовать компанию на сумму до 10 процентов доходов во всем мире.
Монопольное положение осталось в мечтах.
Сейчас для «Газпрома» монополизация газовых рынков Восточной и Центральной Европы является недостижимой целью. Страны Восточной Европы активно ищут новые источники поставок газа. К примеру, Польша и Литва в случае прекращения поставок из России могут покупать СПГ из США и других стран. После урегулирования спора такое решение российского гиганта для стран Восточной Европы станет единственной уважительной причиной для использования альтернативных поставок. Российская компания в свою очередь не сможет поднимать цены выше уровня, который устанавливают рыночные силы в Германии или Италии, где Россия выступает лишь одним из нескольких поставщиков «голубого топлива».
Теоретически «Газпром» имеет шанс стать монополистом, поскольку другие источники поставок (в основном компании из Голландии и Норвегии) постепенно истощаются. Однако освободившееся место на рынке могут занять другие поставщики. В Средиземноморье открыты газовые месторождения, дополнительные источники и поставщики появятся у Европы после стабилизации ситуации на Ближнем Востоке. Со временем американский газ также может продаваться по более доступной цене.
Кроме того, наверняка будет возрастать доля возобновляемых источников в энергетическом балансе разных стран. В 2017 году альтернативные источники энергии установили рекорд – дали Евросоюзу 30 процентов потребляемого электричества (на газ приходится 20 процентов).
В целом положение «Газпрома» Бершидский называет неустойчивым. Европейские потребители в любой момент могут стать российской компании нужнее, чем «Газпром» европейцам. В руководстве компании понимают, что в Европе приходится сталкиваться с конкуренцией и сложной политической обстановкой. Поэтому «Газпрому» нужно вести себя хорошо и предлагать максимально выгодные для европейцев цены. Даже на фоне геополитической напряженности перебои с поставками станут маловероятным.
Следует учитывать также внутрироссийскую политику. В прошлом году «Газпром» заплатил налогов на сумму 35,7 миллиарда долларов (почти 2,3 процента российского ВВП). Кроме того, компания является источником прибыли нескольких людей из окружения президента Путина. Доход компании непосредственно зависит от способности поставлять газ на европейский рынок, который в прошлом году обеспечил более 57 процентов прибыли «Газпрома».
По словам обозревателя, Евросоюз может разумно воспользоваться своими рычагами влияния, чтобы создать на игровом поле равные условия. Урегулирование спора для ведомства Вестагер стало более важной и серьезной победой, чем штрафы американских компаний, работающих с информационными технологиями. Не исключено, что в дальнейшем Брюссель будет заниматься и перспективами строительства «Северного потока 2».