О растущем беспокойстве на финансовых рынках свидетельствует быстрое падение евро. Эксперты указывают на другие индикаторы, также вызывающие тревогу, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
С конца апреля на мировом рынке курс евро к доллару и другим эталонным валютам, включая швейцарский франк, падает все быстрее. С середины мая зафиксировано заметное снижение важнейших европейских биржевых индексов, в первую очередь это итальянский FTSE MIB. Вышеуказанные моменты можно назвать верными симптомами растущего беспокойства на финансовых рынках. Причиной беспокойства является политический кризис в Италии, из-за которого в еврозону постепенно возвращается призрак долгового кризиса.
Четким свидетельством наличия растущей угрозы можно назвать ситуацию на рынке государственных облигаций. Как правило, этот рынок не часто попадает в поле зрения широкой публики, обозреватели предпочитают рассматривать рынки валют или акций. В профессиональных кругах именно за рынком государственных облигаций следят особенно внимательно. Дело в том, что курс гособлигаций представляет собой не только барометр рыночных настроений. Именно котировки облигаций могут стать детонатором, ввергающим страну в острый долговой кризис. Подтверждением можно считать события первой половины текущего десятилетия в еврозоне, особенно в Греции.
У Греции немало общего с Италией, но есть и принципиальное отличие, вызывающее наибольшую тревогу. Греция и Италия являются лидерами в еврозоне по размерам накопленного долга (177 и 130 процентов ВВП соответственно). Для оценки ситуации можно напомнить, что сформулированные в преддверии создания единой европейской валюты так называемые маастрихтские критерии финансовой стабильности требуют, чтобы размер государственного долга не превышал показатель 60 процентов ВВП.
В абсолютных цифрах суммарная задолженность Греции составляет менее 320 миллиардов евро, с помощью международного сообщества стране удалось выйти из острой фазы кризиса. В Италии сумма долга превышает 2300 миллиардов (2,3 триллиона) евро. Теоретически действующему в еврозоне стабилизационному фонду ESM хватит средств, чтобы погасить все греческие долги сразу. Размеры задолженности государства итальянского финансовые возможности фонда превышают в разы.
Решение итальянских избирателей может привести к кризису в еврозоне.
Спасти Италию, как в свое время спас Грецию, Ирландию, Португалию, или Кипр, Евросоюз не сможет – третья по размеру экономика еврозоны слишком велика. Именно это принципиальное отличие делает особенно опасным нарастающий в Италии кризис. Также важно, что кризис в Италии политический. Ситуация в стране обострилась после того, как на парламентских выборах наибольшую поддержку получили правые и левые популисты.
Претендующие на депутатские мандаты обещали избирателям всевозможные материальные блага, но не объяснили, откуда планируют взять деньги на финансирование своих инициатив. Среди прочего политики обещали потребовать от Евросоюза списать итальянские долги в размере 250 миллиардов евро. Победившие на выборах политические силы отрицательно относятся к Евросоюзу и единой европейской валюте.
Попытка партий создать коалиционное правительство сорвалась после того, как итальянский президент заблокировал назначение на пост министра экономики и финансов известного евроскептика. Теперь у итальянцев, скорее всего, будет сформировано переходное правительство технократов, которое не сможет опираться на поддержку парламентского большинства. Правительство будет решать текущие вопросы до проведения новых выборов. Не исключено, что повторные выборы приведут к дальнейшему усилению популистов-евроскептиков и могут превратиться в референдум об отказе Италии от евро.
Эта перспектива начинает пугать инвесторов все больше. Однако экономического кризиса в Италии пока нет. Опираясь на большое количество успешных фирм, экономика Италии растет, хотя из-за длительной пробуксовки реформ рост не настолько активно, как в других крупных странах еврозоны. Нет в стране пока и острого финансового кризиса, хотя хронические долговые проблемы в конце мая начали резко усугубляться.
Котировки на рынке гособлигаций эксперты рассматривают как верный барометр ухудшения ситуации и приближения финансового кризиса. Нежелание международных инвесторов покупать рискованные бумаги приводит к падению курсов гособлигаций. После падения курса доходность ценных бумаг повышается. На практике это значит, что растет сумма, которую государство должно предложить покупателю, чтобы он приобрел новые облигации.
В последние дни падение курсов итальянских облигаций и бегство инвесторов заметно ускорилось. Впервые с середины 2014 года, когда еще бушевал долговой кризис, 29 мая доходность итальянских десятилетних гособлигаций превысила показатель 3 процента. В то же время стремительно начали расти курсы (падение доходности) гособлигаций Германии, которые считаются самыми надежными в еврозоне. В результате разница между уровнями доходностей итальянских и немецких облигаций растет, что также свидетельствуют о нарастающей угрозе.
По факту итальянское руководство размещает на бирже новые облигации, чтобы сразу же пустить полученные деньги на обслуживание и погашение старых ценных бумаг. Новые заимствования обходятся намного дороже, чем несколько месяцев назад. В среднесрочной перспективе результатом станет дальнейший рост и без того непосильного долгового бремени. До непосредственной угрозы банкротства Италии еще далеко, но падение курсов гособлигаций уже поставило в сложное положение неустойчивые итальянские банки.