Москва стремится к восстановлению тесных связей со странами африканского континента. Эксперты утверждают, что интересы российского руководства выходят далеко за пределы торговли оружием, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Голос Америки».
Накануне глава российской дипломатии Сергей Лавров посетил Руанду, где встретился с коллегой Луиз Мушикивабо и президентом Полем Кагаме. Раньше в российском МИДе анонсировали обсуждение в ходе визита вопросов экономического развития и борьбы с терроризмом. Кроме того, стороны должны были рассмотреть контакты России с Африканским Союзом, где до конца года председательствует Руанда.
Раньше в марте министр Лавров провел турне по пяти африканским странам. Вчерашний визит главы российской дипломатии в Руанду подчеркивает интерес Москвы к углублению связей со странами континента. В марте президент Путин объявил о списании Москвой более 20 миллиардов долларов долга африканским странам, чтобы помочь континенту бороться с бедностью.
Старший научный сотрудник российско-евразийской программы в Фонде Карнеги Пол Стронски утверждает, что в Африке Россия видит не только потенциального торгового партнера. Страны континента являются частью стратегии Москвы, направленной на создание многополярного мира. Исторически партнерство между Россией и африканскими государствами развивалось вокруг торговли оружием.
По информации Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), у России есть соглашения о торговле оружием по меньшей мере с 30 африканскими странами. Бывший инспектор ООН по соблюдению режима санкций, сотрудник лондонского исследовательского центра Chatham House Алекс Вайнс напоминает, что на континенте у россиян есть несколько заводов по ремонту оружия, в том числе в ЮАР. Африканским государствам хорошо подходит российская военная техника – надежная и не требующая большого обслуживания.
Сотрудничество выходит за рамки торговли оружием.
Все чаще в последнее время Россия стремится заключать с африканскими странами соглашения, не касающиеся оружия. Стороны подписывают договора, связанные с добычей минералов, атомной энергетикой и усилением политического и культурного влияния Москвы в Африке. Эти усилия Кремля могут трансформироваться в приемлемые для России результаты голосования в ООН, где на сегодняшний день 3 африканские государства входят в состав Совбеза.
Еще до распада СССР довольно обширным было военное присутствие Москвы в Африке. Именно эти исторические связи подкрепляют усилия Кремля по восстановлению своего влияния на континенте. В годы «холодной войны» СССР имел военно-морские базы по всему африканскому континенту, включая Эфиопию, Египет, Анголу, Ливию и Тунис. Все базы прекратили работу после падения СССР, но военные соглашения после этого Москва подписывала.
В SIPRI сообщают, что с 1990 по 2017 год Россия и Египет подписали около 30 соглашений о продаже оружия. В первую очередь это зенитные ракеты и смежные технологии. В Анголе Россия занимается добычей алмазов и вполне может построить новый телекоммуникационный центр. По словам Алекса Вайнса, современная Россия стремится к партнерским отношениям, которые расширяют интересы. Эксперт объясняет, что вопросами безопасности цели Москвы не ограничиваются, Кремль также интересуется торговлей и добычей природных ресурсов. Кроме того, добиваясь расположения африканских лидеров, Россия преследует политические цели.
Вайнс считает, что с учетом санкций и затянувшегося экономического спада Москва нуждается в поддержке африканских стран в ООН для достижения более широких целей. Стронски отмечает, что Москва пытается обойти санкции ООН и торговое эмбарго США, введенные против стран, с которыми Россия намерена заключать соглашения о продаже оружия. Помощь союзников может ускорить достижение этой цели. В Генеральной ассамблее ООН 54 страны континента обладают значительным влиянием, а Экваториальная Гвинея, Эфиопия и Кот-д’Ивуар являются постоянными членами Совета Безопасности.
Для африканских государств с их переходной экономикой и авторитарными правительствами Россия и Китай являются привлекательными партнерами, которые готовы к контактам без каких-либо обременительных правил или требований. Пол Стронски констатирует, что Россия приходит с дипломатией и без лишних вопросов, что нравится африканским лидерам. Руководители стран континента получают дополнительную выгоду от льгот и нестрогих ограничений, которые накладывают подписанные соглашения.
Эксперт полагает, что такой подход способствует росту коррупции и не позволяет гражданам получать максимальную выгоду от сотрудничества стран. Многие авторитетные аналитики называют российское оружие одним из факторов, способствующих нестабильности и конфликтам на африканском континенте. Вместе с тем, африканские правительства могут столкнуться с негативной реакцией, особенно в странах, где сильная пресса выступает блюстителем законности.
Подобного развития событий Москва всячески старается избежать. Стронски напоминает, что в России представляют Запад как источник нестабильности. Российские политики говорят, что бомбардировки Ливии способствовали созданию вакуума власти, что привело в результате к распространению оружия на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Одной из стратегических целей России является построение многополярного мира в противовес американскому доминированию. Вполне возможно, что африканские страны играют важную роль в планах Москвы.