Комментируя сирийские события, эксперты пытаются определить численность военных, входящих в российский «ограниченный контингент». По мнению аналитиков, именно помощь россиян позволяет Башару Асаду удерживать контроль над территорией Сирии, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Голос Америки».
Сирийский президент Башар Асад в своих заявлениях указывает на готовность продолжать войну на территории страны до победного конца. Такое заявление глава государства сделал в интервью российскому телеканалу RT, оценивая ситуацию, которая может возникнуть в случае срыва переговоров между представителями официального Дамаска и оппозиционным лагерем (Сирийские демократические силы).
Асад заявил, что, если с переговорами ничего не получится – правительственные войска продолжат силой освобождать территории. Он подчеркнул, что других вариантов у правительства нет, а освобождение своей страны является для сирийского руководства «правом и долгом». Сирийский президент убежден, что именно США не хотят, чтобы он оставался у власти в своей стране. Описывая современную ситуацию, Асад отметил, что после освобождения правительственными силами Алеппо, Дейр эз-Зора, Дамаска и провинции Хомс в колоде США остается все меньше карт.
При этом сирийский президент заявил, что в ходе войны на территории страны возможен прямой конфликт между США и Россией. По его словам, стороны довольно близко подошли к возможному прямому конфликту, но «благодаря мудрости российского руководства» этого удалось избежать. Следует напомнить, что, согласно публикациям в прессе разных стран, именно российские наемники в феврале текущего года вступили в бой с кадровыми американскими военными.
Для многих военных экспертов очевидно, что в последние месяцы сирийский диктатор Асад в военных действиях стал чувствовать себя увереннее. Сейчас об уходе Асада с должности мировые лидеры уже не говорят. Связано это, по мнению экспертов, в первую очередь с российским фактором. После объявленного в декабре прошлого года российским президентом вывода из Сирии основных войск реальная поддержка режима Асада со стороны россиян остается существенной.
Независимый журналист и военный эксперт Александр Гольц утверждает, что, как и в зарубежных конфликтах советского периода, своих бойцов и командиров, воюющих за границей, Россия называет военными советниками. В случае Сирии «советниками» в Москве называют сержантов, которые действуют в составе артиллерийской батареи. Такая риторика позволяет предположить, что некоторые подразделения сирийской армии укомплектованы российскими контрактниками, армейцами, а также наемниками из структур, подобных «группе Вагнера».
Участие россиян в наземных операциях эксперт называет фактором, который изменил ход сирийской войны. Гольц напоминает, что в январе-феврале текущего года произошли события, которые выглядят странными. Сирийская армия, явно ограниченная до недавнего времени в возможности действовать, стала предпринимать довольно энергичные, глубокие операции, с обходом противника, выбросом десанта в тыл и другими приемами. В ходе операций сирийские силовики выполняли задачи, на которые недавно не были способны.
Учитывая то, что у сирийской армии ограниченные возможности пополнения, возник закономерный вопрос о том, откуда у военных появилась энергия и способности проводить серьезные операции. Объяснением внезапно возросшего потенциала сирийских военных Гольц считает помощь извне. Эксперт убежден, что помощниками стали именно россияне (наемники или контрактники). Исходя из объема операций, можно предположить, что речь идет об участии в происходящем около 3 тысяч военнослужащих.
По утверждению журналиста, чувств товарищества у наемников и регулярной армии друг к другу нет, но подразделения часто воюют вместе. Периодически командование российской группы в Сирии пользуется услугами «вагнеровцев» (повторный штурм Пальмиры, десант через Евфрат). То есть, наемники вызывают у военнослужащих некоторое раздражение, но силы их используются в случае необходимости.
Военный аналитик полагает, что в Кремле пока не считают сирийские задачи выполненными. Гольц констатирует, что первой и главной задачей силового участия России в сирийском конфликте является выход из изоляции, связанной с Украиной. Однако в действительности из-за сирийской операции Москва еще больше обострила свои отношения с Западом. В результате на сегодняшний день без «потери лица» покинуть ближневосточную страну Россия не может, поскольку такое решение будет воспринято как признание своего поражения. По утверждению эксперта, признание поражения для российского президента с его гордостью и комплексом неполноценности совершенно невозможно.
Старший эксперт Dinu Patriciu Eurasia Center бывший помощник заместителя главы американского Минобороны Майкл Карпентер предполагает, что только кадровых военных из России в Сирии около 3 тысяч. По его мнению, реальное присутствие российских кадровых военных в Сирии остается неизменным и приблизительно составляет около 3 тысяч военнослужащих.
В марте российское Минобороны заявило, что на выборах президента России в Сирии проголосовали примерно 2900 военнослужащих. Эту цифру можно считать ориентиром, помня о том, что россияне постоянно пользуются маскировкой и реальная численность может быть иной. Вместе с тем, количество 3 тысячи эксперт называет правдоподобным.
Кроме того, Карпентер убежден, что российских наемников в Сирии не меньше, чем военнослужащих. Он напоминает, что на сирийской территории действуют наемники из «группы Вагнера» и другие подразделения. В итоге можно сказать, что в Сирии присутствует около 6 тысяч россиян. Это количество является ощутимым, особенно с учетом того, что Москва отправила их воевать за границу. Аналитик сомневается, что в ближайшие месяцы Москва станет наращивать количество военных, присутствующих на сирийской территории.