В последнее время белорусская экономика становится все более зависимой от Китая. Эксперты пытаются определить, сможет ли Минск полностью избавиться от влияния Москвы, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В китайском городе Циндао проходит саммит Шанхайской организации сотрудничества. Параллельно должна состояться встреча руководителей ОДКБ и СНГ. Белорусский президент Александр Лукашенко также отправился в Китай. Накануне мероприятия белорусский лидер расставил все точки над «и» в отношениях между Минском и Пекином. В конце мая в своей загородной резиденции Лукашенко принял заместителя председателя КНР Ван Цишаня. Пресс-служба президента сообщила, что встреча прошла в формате рабочего ужина, но о тематике переговоров не было сказано почти ничего.
Сомнительно, что второй человек в Китае накануне настолько важного международного мероприятия приехал в Минск только чтобы «поговорить о погоде». Информированные источники утверждают, что сторонам удалось согласовать позиции по ряду важных вопросов, в том числе непосредственно касающихся России. На сегодняшний день Китай начинает реализовать главную стадию своего амбициозного проекта – Нового Шелкового пути.
Проект предусматривает строительство трансевразийского транспортно-логистического маршрута, который соединит Китай и страны Евросоюза. Маршрут пройдет через все постсоветское пространство. Благодаря своему географическому положению и развитой транспортной и таможенной инфраструктуре, Беларусь становится настоящим «бутылочным горлышком». На территории страны НШП будет соединяться с конечным пунктом маршрута, Евросоюзом.
Строительство шелкового пути сопровождается не менее амбициозным проектом – «Один пояс, один путь». Инициатива предусматривает китайские инвестиции в предприятия и логистическую инфраструктуру по всему маршруту. Именно Беларусь в проекте является одним из самых крупных получателей инвестиций. На китайские деньги под Минском создан огромный технопарк «Великий камень», который будет играть роль гигантского склада китайской продукции непосредственно на границе с Евросоюзом.
Вокруг совместных проектов Минска и Пекина возникает все больше проблем.
Китайское руководство сейчас старается максимально вкладывать деньги в белорусскую экономику, стремясь обеспечить себе лояльность официального Минска. Беларусь имеет огромное значение для работы Нового Шелкового пути. С одной стороны, интерес Китая на руку президенту Лукашенко, который мечтает о большей экономической независимости от России, но не готов делать экономику Беларуси полностью рыночной. В то же время, вокруг бизнес-проектов Беларуси и Китая со временем возникает все больше проблем.
По мере снижения экономического влияния России в Беларуси возрастает влияние Китая. Уже давно Пекин опередил Москву, в частности, по объемам инвестиционных и кредитных вливаний в экономику Беларуси. Освоение Беларуси Пекин начинал с других направлений. В период с 2000 по 2017 год экспорт товаров из Китая в Беларусь увеличился в 58 раз. По итогам прошлого года белорусы продали в Китай товаров на сумму 362,7 миллиона долларов (1,2 процента экспорта страны), в обратном направлении проследовало разных грузов стоимостью 2,774 миллиарда долларов (8 процентов общего объема белорусского товарного экспорта).
Примечательно, что львиная доля белорусских поставок в Китай приходится на калийную соль. Из Китая в Беларусь идет прежде всего электроника и дешевый ширпотреб, что лишь ухудшает безрадостное положение, в котором оказалась белорусская промышленность. В своем блоге известный белорусский экономист Ярослав Романчук пишет, что доля белорусских товарных поставок на китайском рынке в прошлом году составила 0,02 процента.
Несмотря на это, белорусские чиновники говорят о стратегическом партнерстве с Китаем, акцентируют внимание на китайских инвестициях и хвастаются протоколами о намерениях продать в Китай товаров на несколько миллионов долларов. По словам экономиста, белорусские чиновники лебезят перед китайскими партийными и коммерческими начальниками, чтобы получить от Пекина какие-то блага.
Часто Минск добивается дешевой кредитной линии, которая предоставляется с обязательными поставки китайских товаров, в том числе инвестиционных, под белорусские государственные гарантии. Романчук утверждает, что на практике сотрудничество с Китаем по кредитной линии приводит к поставкам на белорусские предприятия некачественного оборудования, о чем не принято говорить слишком громко.
На протяжении нескольких минувших лет китайские предприниматели активно осваивают Беларусь и реализовывают проекты в разных направлениях. Кроме того, Минск получает от Пекина средства на развитие железнодорожной инфраструктуры. Поскольку железнодорожный транспорт является основным на всей протяженности Нового Шелкового пути, под эту цель готовится выдача кредитов Экспортно-импортным банком Китая на сумму 500 миллионов долларов. На модернизацию вагонного и электровозного парка, а также на электрификацию участка железной дороги Молодечно-Гудогай Минск планирует потратить 175 миллионов долларов.
Постепенно Китай занимает то место, которое в белорусской экономике занимала Россия. Пекин инвестирует в белорусскую инфраструктуру и заводы, совместно стороны разрабатывают новые вооружения. Китайские ракеты выводят белорусские спутники на орбиту, а банки Китая дают Минску более выгодные кредиты, чем российские. Не исключено, что в будущем экономическое влияние перерастет в политическое.