В последнее время внешнеполитическая деятельность интересует американского президента Трампа явно больше, чем в первые месяцы пребывания на главной должности США. Эксперты пытаются найти причину смены поведения американского лидера, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-би-си.
Дипломатический корреспондент BBC Джеймс Ландейл в своей публикации пишет, что в начале президентства Дональд Трамп с явной неохотой отправлялся в зарубежной поездке. Сейчас, кажется, американский президент вошел во вкус. Недавно Трамп принимал участие в канадском саммите G7 и вел переговоры с северокорейским лидером Ким Чен Ыном. Через несколько недель президент США снова выйдет на мировую арену – в июле в Брюсселе состоится очередной саммит НАТО.
Министры во многих европейских столицах с опасением ожидают этой международной встречи. Они знают, что президент Трамп будет призывать их увеличить расходы на оборону. Однако намного больше чиновников в европейских странах беспокоит то, что НАТО может стать следующей международной организацией, на которую Трамп обрушит свою «дипломатию огня и ярости».
Главной темой саммита G7 стало решение Трампа о введении тарифов на торговлю с союзными странами. Свою подпись под итоговым коммюнике встречи президент поставил, но затем заявил об отказе от поддержки принятых решений. В серии оскорбительных публикаций в Twitter, написанных на борту президентского самолета, Трамп обрушился с критикой на канадского премьера. Торговым спором он воспользовался, чтобы выразить сомнения в поддержке европейцами системы коллективной обороны Европы.
В своем сообщении президент написал о грядущих переменах, не уточнив, какие именно инициативы намерен реализовать. Учитывая содержание последних мероприятий с участием американского президента, можно более-менее четко определить стиль дипломатии Трампа. По утверждению Джеймса Ландейла, к рассмотрению большинства дипломатических проблем президент подходит как к заключению деловой сделки. Сначала американский лидер озвучивает несколько агрессивных заявлений, затем раздувает конфликт еще больше, после чего пробует заключить договоренность.
В дипломатическом арсенале Трампа есть угрозы и миролюбивые обещания, а общий его стиль можно описать как максимальное балансирование на грани возможного. Соответствует такому описанию и внезапное заявление об отмене встречи с Ким Чен Ыном в Сингапуре. Как известно, через короткое время после этого заявления появилось опровержение информации. Часто Трамп прибегает к личным оскорблениям, не скрывая, что сознательно пользуется неоднозначными приемами.
Частью дипломатического стиля американского президента является и непредсказуемость. Глава государства любит ставить в тупик участников переговоров, своих сотрудников и союзников. Первоначальная инициатива о проведении переговоров с северокорейским лидером появилась из ниоткуда. Аналогично неожиданностью для Сеула стало решение Трампа об отмене совместных учений США и Южной Кореи. Такой стиль объясняется особенностями личности президента. В основе дипломатического стиля лежит интуиция и инстинкты Трампа, движущей силой выступает настроение, в котором президент пребывает в конкретный день.
Приемы шоу-бизнеса на геополитической арене.
Кроме того, по словам обозревателя, дипломатический стиль Трампа четко указывает на связь президента с шоу-бизнесом. Глава американского государства непрерывно позирует перед фотографами, любит прогуливаться в парке перед объективами телекамер, демонстративно пожимает руки. В Сингапуре Трамп даже показал журналистам рекламный фильм, оформленный в виде кинотрейлера, с описанием его собственного успеха в организации встречи.
В целом можно сказать, что президент США играет роль дипломата, который самостоятельно пишет сценарии, выступает с удивительными предложениями и лично оценивает проделанную собой работу. После завершения встречи в Сингапуре Трамп в Twitter написал, что «ядерной угрозы со стороны КНДР больше нет», что стало неожиданностью для Японии и Южной Кореи.
Аккаунт президента в сети микроблогов Twitter давно стал главным каналом общения главы государства с внешним миром. Пользуясь социальной сетью, президент не обязан учитывать мнения профессиональных дипломатов из Госдепартамента, которые пытаются несколько сгладить отдельные неоднозначные моменты в риторике американского лидера.
Также характерным является содержание дипломатии президента США. В основе дипломатического подхода лежит отказ от принципа многосторонности международных отношений. Президент явно убежден в том, что Вашингтон больше не способен оказывать влияние на геополитические тенденции через участие в многосторонних институтах вроде ООН или «Большой семерки». На встречу в Торонто Трамп опоздал и досрочно покинул переговоры, даже не пытаясь скрывать своего нетерпения.
Американский лидер явно отдает предпочтение двухсторонним переговорам с понимающими его лидерами, которые пытаются найти баланс между национальными интересами и демонстрацией силы. Дипломатию такого типа нельзя считать уникальной, не только Дональд Трамп исходит из примата национальных интересов над международными. Кроме того, как и многие его предшественники на президентской должности, глава американского государства формирует внешнюю политику в угоду своим сторонникам из числа избирателей. На самом деле, по словам обозревателя, Трамп просто выполняет обещания, данные в предвыборный период.