Возвращение российского президента на глобальную авансцену прокомментировала Лилия Шевцова. Она утверждает, что предположительная сдача Украины станет поражением для Европы, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Радио Свобода.
Политический эксперт Лилия Шевцова в своей публикации пишет, что мир готовится к предстоящему саммиту Трамп-Путин. После своего украинского «гамбита» российский президент воспринимался многими как черный демон, сейчас он пытается стать партнером для диалога с Западом. Западные политики готовы говорить с хозяином Кремля, некоторые считают его более адекватным собеседником, чем бесшабашный Дональд Трамп. Факт готовности к переговорам радует кремлевский истеблишмент и огорчает критиков Путина.
Вместе с тем, готовность Запада к диалогу нельзя воспринимать, как свидетельство того, что либеральные демократии забыли о причинах конфликта с Россией. Судя по последним выступлениям российского президента, он надеется, что либеральные демократии устали от вражды с Россией. На первый взгляд кажется, что лидер, изгнанный из высшей политической лиги на несколько лет, успешно нашел повод для хорошего настроения. Недавно Россию посетили некоторые европейские политики, товарооборот между странами растет, что может указывать на перелом в отношениях.
С помощью торговой войны с союзниками, отказа от ядерной сделки с Ираном и борьбой против «Северного потока-2» американский президент Трамп загоняет Европу в кремлевские объятия. Тем не менее, лучшим подарком для российского президента является подготовка к встрече с американским коллегой. Переговоры должны стать подтверждением возвращения хозяина Кремля на мировой политической Олимп. На первый взгляд кажется, что ситуация складывается исключительно выгодно для Путина.
Бесплатно дружить с Россией европейцы не желают.
Создавшуюся ситуацию Шевцова предлагает оценивать без спешки. Политолог объясняет, что готовность Запада к диалогу не следует воспринимать как свидетельство предстоящего отступления. Лидеры Венгрии и Чехии долгое время получают дивиденды от дружбы с Путиным, но их страны участвуют в санкциях против России. Аналогично Трамп может призывать к возврату России в G7, но Вашингтон тем временем создает вокруг России санитарный кордон, а американская элита консолидируется на антироссийской основе.
Французский президент Макрон и бундесканцлерин Ангела Меркель приезжают на переговоры, но подчеркивают, что санкции останутся, пока не наступит прогресс в выполнении Минских соглашений. «Семерка» утвердила решение о формировании «механизма быстрого реагирования» для ответа на «недопустимые действия», исходящие от «таких стран, как Россия». В интересах своего бизнеса западные правительства закрывают глаза на «дыры» в санкционном режиме, но «друзья» президента Путина с успехом используют изоляцию России.
Венгерский премьер Виктор Орбан конвертировал дружбу с российским президентом в 12,5 миллиардов евро, которые Москва выделит на строительство АЭС «Пакш-2». Глава болгарского правительства Бойко Борисов добивается от Москвы строительства АЭС «Белене» и продолжения до территории Болгарии «Турецкого потока». Очевидно, что итальянцы также попытаются добиться от России каких-то уступок. В любом случае заплатить за «дружбу» Москве придется, но никто из европейских политиков не потребует отмены санкций в отношении России.
Шевцова подчеркивает, что наивно ожидать ссоры Трампа с Европой, после которой европейцы начнут искать успокоения в дружбе с Россией. Внутри трансатлантической семьи и раньше были ссоры, но содружество успешно прошло сквозь все бури. Сотрудничество между западными странами укрепляют не только общие принципы, но и присутствие России, которой Запад не доверяет. Отдельные провластные российские наблюдатели предупреждают, что поворот Европы от Америки к России невозможен из-за страха перед восточным соседом и огромного множества исторических предпосылок.
Судя по всему, для Запада украинский вопрос останется «красной чертой», через которую европейцы не переступят. Причина заключается вовсе не в западных симпатиях к украинцам. Сдача Украины и превращение территории страны в «ничейную зону» на самом деле будет провоцировать Москву тренировать на соседнем государстве свои мускулы и создавать постоянный очаг напряженности. По сути, сдача Украины для Европы станет признанием в собственном бессилии. Даже в нынешнем слабовольном состоянии Европа не может себе позволить этого.
Препятствием для сдачи Украины выступает также американский Левиафан, который заставляет европейцев наращивать собственные мускулы. Очевидно, кто станет объектом для демонстрации силы. По словам Шевцовой, экспертам еще предстоит осмыслить, чем стала для России агрессия против Украины. В действительности, пытаясь удержать Украину от бегства в Европу, Россия успешно похоронила свой европейский вектор. Очевидно, что не может европейская страна силой удерживать соседа от европейского выбора.
Ирония заключается также в том, что война против Украины похоронила кремлевский евразийский проект. Невозможно объединение европейских стран без Украины, Беларуси и Казахстана. Президент Лукашенко явно норовит просочиться в Европу, а Назарбаев, развивая отношения с Вашингтоном и Пекином, создает противовес Москве. Кроме того, Москва безуспешно пытается заставить мир забыть про Украину.
Объединенный Запад вряд ли даст кому-то право безнаказанно бить стекла в своих подъездах. В то же время, Кремль постоянно напоминает об Украине, которая стала факторам российской внутренней политики. Сдерживание России не только превратилось в фактор идентичности в Украине, но и выступает ключевым принципом европейской безопасности. Политолог констатирует, что Россия споткнулась об Украину, а бегство украинцев стало ударом для Москвы, которая мечтает о возрождении имперской мощи. Своим «украинским походом» стремящийся сохранить Державу Кремль нанес по Державе сокрушительный удар.