Специфику взаимодействия между странами на геополитической арене прокомментировал Сергей Шелин. Он утверждает, что благоприличные страны постепенно осваивают ухватки «диких» держав, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации пишет, что в экспертной среде обсуждаются предстоящие переговоры российского президента Путина с его американским коллегой Трампом. Президент США сообщил, что «рассматривает возможность встречи в июле», пресс-секретарь Кремля Песков уточняет, что о конкретных сроках в Москве говорить пока не готовы. В любом случае чувствуется, что долгожданный саммит приближается и откладывали «великое свидание» так долго не зря.
Причиной длительной подготовки являются не только домашние трудности Трампа, которого собственный истеблишмент всячески критикует за предполагаемые связи с Россией. Судя по всему, в Вашингтоне ждали, пока президент отточит свой стиль общения с внешним миром. Теперь Трамп подружился с китайским лидером и развернул затем экономическую войну против Китая. Кроме того, американский президент подвергнул показательной торговой экзекуции старых друзей и партнеров Вашингтона, попугал войной северокорейского монарха и затем полюбил его как сына.
Американский лидер вступил с турецким президентом в замысловатый торг, используя в качестве разменного материала судьбу курдов, поставки самолетов производства США и пределы зон влияния. Также глава государства разорвал договор с Ираном, который нравился Тегерану и Бараку Обаме. На остальных фронтах Трамп совершил много других нестандартных ходов. Несмотря на кажущееся разнообразие, под этими мероприятиями легко можно подвести один знаменатель – продвижение интересов Америки в том виде, как их понимает тамошний президент.
Также значение имеют персональные амбиции президента, принимающего решения без оглядки на политкорректность. В России подобную манеру действий принято называть «пацанской». Человечеству президент США предлагает перестройку отношений, которая не является планом всеобщего мира, но и начало войны не предусматривает. Трамп понимает, что каждая из остальных стран также должна что-то получить. Однако его концепция предусматривает, что большие и малые страны поймут, кто во дворе самый сильный и будут действовать соответствующим образом.
При этом в сознании президента США не возникают опасения. Он не боится, что сил может не хватить, навязанные другим невыгодные способы вернутся бумерангом, а северокорейский лидер окажется ловчее и хитрее самого Трампа. Опасения не возникают, поскольку на сегодняшний день на международной арене президент США выиграл больше очков, чем проиграл.
Трамп и Путин стилистически близки.
Оценивая предстоящую встречу российского и американского лидеров, Сергей Шелин отмечает, что стилистически собеседники весьма близки. Из-за этого главы государств расположены друг к другу. Кроме того, переговоры станут собеседованием того, кто считает себя более сильным с тем, кто не любит признавать себя более слабым. Это значит, что взаимные объятия легко представить, но реально действующих договоренностей сторонам достичь будет трудно. Обозреватель напоминает, что в пацанских отношениях компромиссы случаются, но равноправными они бывают крайне редко.
Создавшуюся ситуацию Шелин называет первыми результатами освоения американской сверхдержавой (вчерашним флагманом всепланетарной политкорректности) фирменных приемов стран-изгоев. Как известно, страны из указанной группы для достижения своих целей используют шантаж, наезды, циничный торг, непристойные ссоры и примирения.
Некоторые обозреватели считают, что в американском истеблишменте президент Трамп сам является гопником и изгоем, поэтому его импровизации представляют собой нечто преходящее. Наблюдатели вспоминают про неудачного экономического и лихого международного игрока Ричарда Никсона. В бытность президентом Никсон также был нахальным нарушителем правил и норм, но сумел навязать Китаю и СССР американское сотрудничество. Элита США отторгла Никсона, свою должность он покинул со скандалом.
В то же время, вряд ли можно сказать, что одиозный Никсон не оставил после себя наследия. Многие его приемы и наработки затем были приведены в благопристойный вид и применялись в дальнейшем, в том числе в эпоху Рейгана. Современные эксперты утверждает, что Трамп циничен, страдает нарциссизмом, часто допускает перегибы и забегает вперед, рискуя попасть в ловушку. Вместе с тем, случайным явлением Трампа вряд ли можно назвать, в другое время всплыть он не мог.
По словам Шелина, сейчас весь мир пытается нащупать новые правила поведения. В несколько смягченным виде политика интересов и национального эгоизма осваивается даже самыми благовоспитанными международными игроками. Видимо, Европа берет уроки у стран-изгоев, заимствуя отдельные элементы внешней политики. Постепенно все больше стран перестают маскировать свой «эгоизм». К Венгрии и Польше сейчас присоединились Австрия и Италия.
Ведомые старыми руководителями, привыкшими к другим правилам, великие европейские державы пытаются найти способ приспособиться к новой эпохе. Некоторые принимают радикальные решения (Британия со своим брекситом), другие по примеру Ангелы Меркель ради удержания власти отступают перед местными изоляционситами. Представители низшей касты остаются на своем месте в иерархии, но их приемы все чаще можно увидеть в хорошем обществе.
Пока тенденция не зашла слишком далеко, но популярных альтернативных идей действительно немного. Призывы к единству, открытости, равноправию слабых и сильных мировая общественность воспринимает как риторику устаревшую, неискреннюю, невыгодную массам и маскирующую корыстные интересы.
Судя по всему, впереди мир ждет эпоха мирового хулиганства, которая возвысит крутых и отсеет пытающихся казаться таковыми. Шелин отмечает, что результат нового раздела на касты продержится недолго, в конце концов после каждого размежевания страны объединяются. Однако на сегодняшний день маятник явно направляется в другую сторону.