Как и прогнозировали некоторые эксперты, вопрос приема беженцев стал для Евросоюза настоящим испытанием на прочность. На состоявшемся недавно саммите в Брюсселе политики не смогли найти ответы на острые вопросы, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Обозреватель Барбара Везель в своей публикации пишет, что на встрече в Брюсселе члены Евросоюза договорились держать беженцев подальше от своих границ в жертву при этом европейские политики принесли правовые нормы и принципы гуманизма. В результате после завершения переговоров канцлер ФРГ Ангела Меркель не может предложить своему партнеру по правящей коалиции Хорсту Зеехоферу решение, позволяющее отправлять беженцев обратно в Италию.
Судя по всему, если канцлер действительно хочет добиться какого-то результата на этом фронте, главе германского правительства нужно искать способ договориться с итальянским руководством. Учитывая самоуверенное поведение нового итальянского правительства, миссия Меркель выглядит задачей не из легких. После завершения встречи в Брюсселе несколько глав правительств европейских государств заявили, что причиной срыва саммита является вовсе не спасение Меркель (из-за спора бундесканцлерин с Зеехофером). Тем не менее, европейские лидеры воспользовались возможностью с помощью переговоров закрепить поворот миграционной политики Евросоюза вправо.
Внешние границы Евросоюза будут укреплять.
Уже давно обычным явлением в дискуссиях по миграционным вопросам стали разговоры о повышении эффективности защиты внешних границ Евросоюза. На юге континента некоторая часть сухопутной границы Евросоюза защищена хорошо. В любом случае колючую проволоку можно натянуть еще выше и увеличить количество пограничников. Также одним из способов является повышение оплаты отдельным членам Евросоюза за активизацию усилий в данном направлении.
Члены Еврокомиссии намерены увеличить численность европейской погранслужбы Frontex до 10 тысяч человек. Этот ход должен создать впечатление надежной защищенности Европы. Как известно, до недавнего времени предоставить деньги и персонал на эти цели могли согласиться лишь немногие правительства. По большому счету речь идет о перекрытии мигрантам пути через Средиземное море. Итальянское правительство уже обратилось к другим членом Евросоюза с просьбой о предоставлении большего количества патрульных катеров. В первую очередь эта просьба касается Франции.
Французский президент Эмманюэль Макрон в принципе соглашается с позицией итальянцев. Последние явно больше не хотят вылавливать беженцев из воды, особенно возле ливийских берегов. По мнению итальянских политиков, ответственность за это должна нести ливийская береговая охрана, которая нуждается в дополнительном финансировании и экипировке.
В дискуссиях, посвященных вопросам беженцев, больше никто не вспоминает о нормах морского и международного права. Одобряет инициативу Парижа также австрийский канцлер Себастьян Курц. Барбара Везель напоминает, что при всем желании Ливию нельзя считать безопасной страной, но для участников саммита это не имеет значения. Тем не менее, деньги, которые Брюссель планирует выделить ливийскому правительству на содержание беженцев, могут стать привлекательной добычей для местных вооруженных формирований.
Тон дискуссии говорит о том, что европейские политики не чувствует ответственность за нечеловеческие условия в ливийских лагерях для мигрантов. Есть информация о применении в данных лагерях пыток, многочисленных эпизодах изнасилований и убийств. Европейское руководство, комментируя информацию, лишь расплывчато ссылается на Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Пока европейские политики на официальном уровне не озвучивают дальнейшие планы. Концепция предусматривает создание лагерей для содержания беженцев в третьих странах (Албания и государства Северной Африки). Согласно некоторым данным, планируется двустороннее или многостороннее соглашение между отдельными государствами. Тем не менее, факт заключается в том, что в Евросоюзе есть политическая воля на избавление от мигрантов таким способом. Речь идет о мигрантах, которым отказано в предоставлении убежища и которых невозможно вернуть на родину.
Популистская риторика влияет на принятие решений.
Публично заявляя о приверженности европейским ценностям, французский президент Макрон первым нарушает базисные принципы европейского единства. По словам обозревателя, на сегодняшний день Ливия по-прежнему остается ловушкой для огромного количества людей. Европейские политики фактически решают передать этих людей в распоряжение вооруженных формирований, отличающихся особый жестокостью. Такой шаг можно назвать негуманным и, возможно, даже незаконным.
При этом на второй план полностью отходят страдания беженцев и причины их бегства. Сейчас беженцы рассматриваются не как люди, а как нежелательные мигранты, которых глава итальянского МИДа Маттео Сальвини может назвать «мясом» или «товаром», не вызывая всеобщего негодования других политиков.
По мнению Барбары Везель, пришедшие к власти в Италии популисты будут заставлять других членов Евросоюза плясать под свою дудку. Французский президент поддерживает итальянцев, поскольку не хочет давать праворадикальным силам внутри своей страны повода для критики.
Поддерживает позицию Италии Австрия, где также к власти пришли правые популисты, и «Лига Юга» (баварский Христианско-социальный союз). В нынешней ситуации страх перед популистами стал настолько великим, что большинство стран Евросоюза готовы полностью отказаться от соблюдения прав человека в вопросах, касающихся мигрантов и беженцев. Учитывать специфику создавшейся ситуации придется и Ангеле Меркель, если канцлер не хочет потерять власть.