Российская сторона перебросила Азовское море около 40 боевых кораблей. «Маневры» Москвы оценивают украинские эксперты, определяющее возможные варианты развития ситуации в будущем, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
В эфире «5 канала» представитель Главного управления разведки Минобороны Украины Вадим Скибицкий заявил, что Россия перебросила в Азовское море около 40 боевых кораблей. Комментируя происходящее, Скибицкий проблемой назвал то, что до начала войны Киев и Москва не смогли полностью договориться о границе. Речь идет о границе в Азовском море и Керченском проливе. Также важно, что довольно активные действия россиян на данном направлении начались в мае текущего года.
На сегодняшний день, по данным разведки, приблизительно 40 боевых катеров Россия применяет в акватории Азовского моря. Раньше в таком количестве боевые корабли в акватории не присутствовали. Примечательно, что в Азовское море переброшены катера ФСБ и военные катера, зафиксирована также переброска 2 малых ракетных кораблей из Каспия в Азовское море. Последний ход в Киеве расценивают как демонстрацию усиления.
Скибицкий рассказал, что на данном этапе украинские силовики полностью контролируют все морские пути гражданского судоходства, которые идут в порта в Бердянске и Мариуполе через Керченский пролив. Кроме того, активно контролируется все происходящее в Азовском море и прибрежной зоне. Постепенно увеличивается количество судов, которые подлежат осмотру со стороны России. В последнее время возникла и другая угрожающая ситуация.
Дело в том, что корабли, которые выходят из Мариуполя, направляются в Керченский пролив, могут несколько дней ждать, пока их пропустят под Керченским мостом. В случаях, когда перевозится долгосрочный груз, задержка не имеет большого значения, но существует угроза, что через некоторое время гражданские компании откажутся от украинских портов.
Наличие проблемы признают также в украинском дипломатическом ведомстве. Раньше в Министерстве иностранных дел заявили, что одним из ключевых средств для воздействия на российскую сторону является обращение Киева в международный арбитраж для защиты своих прав, гарантированных конвенцией по морскому праву.
Украина должна быть готовой к возможным неприятностям.
Глава наблюдательного совета организации «Майдан иностранных дел», эксперт по вопросам Крыма Андрей Клименко в своей публикации для издания «Новое время» пишет, что морские пограничники довольно активно противодействуют вылову осетра и камбалы в море. Тем не менее, на происходящее в Азовском море пограничники реагируют не слишком активно. Оценивая ситуацию с точки зрения военно-морских сил, можно сказать, что в распоряжении Киева есть:
- сформированные за минувшие 4 года войска береговой охраны. Недавно создано командование береговой охраны, входящее в структуру военно-морских сил;
- морская пехота. В стране есть несколько бригад морской пехоты, включая новые формирования. Все бойцы прошли обучение и сейчас воюют на востоке Украины. По оценкам экспертов, морская пехота является хорошо подготовленными боеспособными подразделениями;
- артиллерия в распоряжении береговой охраны. Охранники тренируются, развиваются и хорошо стреляют. В конфликте на Донбассе охранники также получили и продолжают получать непосредственный военный опыт.
Поэтому все возможное в сфере военно-морских сил Киев делает. Вместе с тем, в условиях реализации десантной операции одними только силами береговой охраны отразить атаку невозможно. В идеале в комплексной ответной операции должны принимать участие подразделения береговой обороны, военная авиация и противовоздушная оборона. В остальных случаях вряд ли возможно добиться желаемого результата.
Размещение Россией в Азовском море целой флотилии артиллерийских и десантных кораблей на практике означает, что предположительной атаки можно ждать возле Мариуполя, под Бердянском или Геническом. Между населенными пунктами расстояния небольшие, но невозможно держать достаточное количество войск на всей протяженности Азовского побережье (от Мариуполя до Арбатской стрелки). Это значит, что в условиях неопределенности места скорость высадки десанта на море намного больше. В случае предположительной атаки подразделения агрессора всегда смогут найти участок побережья, где нет войск.
Именно поэтому к охране должны быть привлечены подразделения авиации и противовоздушная оборона. С другой стороны, многие иностранные дипломаты в беседах спрашивают, почему украинские морские пограничники не задерживают для досмотра российские суда и не предпринимают зеркальные ответные действия. По словам Клименко, Мариупольский отряд морской охраны ловит рыбалок, занимающихся выловом осетра и камбалы, но не слишком активно отвечает на действия россиян.
Также представители экспертной среды не могут понять, почему построенные в последний год в Киеве 6 единиц МБАК (малые бронированные артиллерийские катера), не отправлены в Азовское море. Сейчас катера находятся в Черном море, хотя предназначены для работы на реках и мелководных акваториях, вроде Азовского моря. Поэтому эксперты интересуются, почему катера не поступили в распоряжение военно-морских сил в Азовском море. Еще одной проблемой является то, что руководители системы национальной безопасности и обороны не сообщают, как Киев намерен противодействовать возможной агрессии России на Азовском побережье.