В следующем году заканчивается срок действия договора между Киевом и Москвой о транзите российского газа. Эксперты утверждают, что сторонам придется договариваться и заключать новые соглашения, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Независимый эксперт Роланд Гёц является одним из самых известных немецких специалистов по энергетическим отношениям между Евросоюзом и Россией. В беседе с журналистами он оценил перспективы успешной реализации проекта «Северный поток-2» и будущее транзитных поставок российского газа через украинскую территорию.
Как известно, на сегодняшний день официальный Киев ведет активную борьбу против строительства «Северного потока-2». Датская сторона не дает разрешение на прокладку труб в своих территориальных водах, в Вашингтоне участникам проекта грозят санкциями. Несмотря на сопутствующие трудности, участники строительства планируют в ближайшее время начать процесс укладки труб на Балтике. Комментируя перспективы реализации проекта, Роланд Гёц констатирует, что газопровод будет построен, но на проектную мощность сможет выйти не так быстро, как этого желают в Москве.
Согласно начальным планам Москвы, введение газопровода в строй ожидалось к концу 2019 года, когда заканчивается срок действия десятилетнего газового договора между Россией и Украиной. Однако в начале 2020 года, по словам немецкого эксперта, газопровод не будет в полностью рабочем состоянии. Поэтому «Газпрому» придется активно использовать украинскую газотранспортную систему, возможно, до 2023 года.
Гёц объясняет, что в первую очередь нужно принимать во внимание возможные задержки при прокладке трубопровода. Один только политический маневр Дании с выдачей разрешения на прохождение трубопровода возле острова Борнхольм может стать причиной задержки на несколько месяцев, поскольку возникает необходимость корректировки маршрута. Введение американских санкций вряд ли остановит реализацию проекта, но может значительно замедлить процесс. Финансирование строительства усложнится, от участия могут оказаться некоторые европейские фирмы, предоставляющие технические услуги.
Задержка объясняется также тем, что к началу 2020 года не будет готов отвод от «Северного потока-2» EUGAL. Первая нитка трубопровода, по которой основная часть поступающего газа будет транспортироваться по германской территории, должна быть построена к концу 2019 года. Срок введения в эксплуатацию второй ветки – конец 2020 года. Кроме того, новые трубопроводы не могут в одночасье выйти на полную мощность, для этого потребуется несколько месяцев.
Политическая составляющая есть в каждом крупном проекте.
Временное сохранение прежних объемов транспортировки газа по украинской территории официальный Киев не устраивает. Целью украинской стороны является предотвращение строительства трубопровода. Комментируя этот момент, аналитик подчеркивает, что Киев не должен ставить перед собой такие цели. На самом деле у Украины нет правовых и фактических возможностей, чтобы предотвратить реализацию проекта.
Глубочайшим заблуждением немецкий эксперт называет утверждение о том, что судьбу трубопровода нужно и нужно решать со странами Евросоюза на государственном уровне. Гёц утверждает, что с юридической точки зрения этот проект является коммерческим, гарантированным свободой предпринимательства и действующим законодательством Евросоюза. Политическая составляющая, по словам аналитика, в трубопроводе есть, как и в любом другом крупном инфраструктурном проекте.
Аналитик констатирует, что строительство любого автобана или аэропорта имеет политические последствия. Вместе с тем, суть проекта нельзя определять по его побочным эффектам. Долгосрочная цель «Газпрома» в данном случае заключается в реализации как можно большего объема экспортных поставок трубопроводного газа в западном направлении подводным путем. Тем не менее, даже после ввода газопровода в эксплуатацию транзит российского газа через украинскую территорию сохранится.
Это значит, что Москве и Киеву в любом случае придется договариваться и определять условия поставок после 1 января 2020 года. Украинскому и российскому руководству нужно будет искать возможности заключить краткосрочное соглашение для переходного периода длительностью в 2-4 года, пока «Северный поток-2» не начнет работать в полную мощность. Кроме того, сторонам предстоит заключить долгосрочное соглашение.
Подчеркивает германский эксперт, что не может быть и речи о прекращении украинского транзита, который сейчас бесперебойно работает. Задача заключается в том, чтобы выработать новые принципы и правила договорных обязательств по прокачке украинской территорией определенных объемов газа. Вариант будущего подписания украинско-российского межгосударственного договора с учетом нынешних обстоятельств представляется маловероятным. Кроме того, со временем подобные соглашения заключаются все реже.
Более соответствует новым правилам ведения бизнеса подписание коммерческого контракта с госкомпанией «Нафтогаз Украины». На сегодняшний день Киев планирует коммерциализацию государственной компании с привлечением к процессу западных фирм. Предположительный объем транзита в размере 10-15 миллиардов кубометров в год, о чем говорит глава «Газпрома» Алексей Миллер, эксперт называет недостаточным. Оптимальным вариантом он считает прокачку 30-40 миллиардов кубометров в год, что составляет около половины нынешнего объема транзита.