Политэмигранты из России, проживающие в США, просят Дональда Трампа быть пожестче на встрече с Путиным 16 июля, сообщила Независимая газета. В частности, они просят поднять тему прав человека в России, хотя этот вопрос никогда не был ключевым для нынешнего американского лидера.
Заместитель председателя «Открытой России» Владимир Кара-Мурза советует Трампу не повторять ошибки двух последних президентов США, которые «пытались расположить к себе Путина». Хозяин Кремля как бывший сотрудник КГБ компромиссы «рассматривает как признак слабости».
Кара-Мурза считает, что американский президент должен поднять вопрос о политзаключенных в России. Это не помешает обсуждению других вопросов – в свое время Рейган постоянно требовал от советского руководства освобождения узников совести, что не помешало ему заключить соглашение с СССР о контроле над вооружениями. Да и Буш-младший с Обамой, очарованные Путиным в начале своего президента, потом резко изменили свое отношение к нему: «Оба пришли к осознанию того, что с ним не может быть подлинного партнерства, не говоря уже о сближении интересов между американской демократией и коррумпированным авторитарным режимом».
Ссылаясь на данные «Мемориала», Кара-Мурза сообщил, что сегодня в России 156 человек мотают срок за политические или религиозные убеждения, а это больше, чем во времена Советского Союза.
С аналогичным обращением к Трампу выступил и координатор фонда «Свободной России» в США Дмитрий Валуев: «Цели и фундаментальные принципы США и Кремля совершенно противоположны». Путинский режим не может быть союзником Америки ни в каких вопросах: «Там, где США ищут мира, Путин ищет войны, где Америка стремится к стабильности, Путин сеет хаос». Нужно ясно дать понять Путину, что «новые авантюры Кремля неизбежно будут стоить дороже, чем возможная польза от них».
Виталий Атаев-Трошин, основатель Славянского общественного конгресса США, заявил: «Диалог с авторитарным режимом должен быть ограниченным».
Прислушается ли Трамп к российским политэмигрантам и американским правозащитникам, покажет встреча в Хельсинки.