С начала следующего года в России будет увеличена ставка НДС. Германский опыт позволяет определить последствия такого решения, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» со ссылкой на Deutsche Welle.
В современном мире повышение налогов является одним из самых простых и эффективных способов за короткое время ощутимо наполнить государственный бюджет. С этой точки зрения принятое в России политическое решение о повышении с 1 января следующего года ставки НДС с 18 до 20 процентов является вполне логичным и закономерным. Сейчас российские парламентарии оформляют решение в виде закона, в Германии сопоставимый рост ставки НДС (с 16 до 19 процентов) произошел в 2007 году.
Для Германии НДС является одним из самых важных источников государственного дохода. Специалист по государственным финансам из Института немецкой экономики из Кельна Тобиас Хенце напоминает, что на сегодняшний день этот налог обеспечивает почти треть всех налоговых поступлений в стране. Предположительное повышение ставки этого налога на 1 процент приведет к росту годовых доходов государства на 11 миллиардов евро (в федеральный бюджет на 2018 год заложены доходы от всех видов налогов в сумме 343,6 миллиарда евро).
В России за счет увеличения ставки налога рассчитывают привлечь в бюджет дополнительно около 620 миллиардов рублей ежегодно. В немецком случае о повышении НДС речь не идет, в общественно-политической кругах рассматривается возможность снижения данного налога. Эксперт Союза налогоплательщиков Германии Изабель Клокке отмечает, что нынешнюю ставку в 19 процентов аналитики считают слишком высокой.
Специалист по государственным финансам в немецком Институте экономических исследований Штефан Бах отмечает, что если германское руководство стремится снизить налоговую нагрузку на получателей низких и средних доходов, то власти следует думать скорее о снижении налога на добавленную стоимость. Предположительное снижение ставки налога на доходы физических лиц окажется менее эффективным. Это значит, что для нижнего и среднего классов любые изменения (снижение или повышение) НДС более ощутимы, чем пересмотр ставки НДФЛ.
Изабель Клокке сообщает, что НДС является налогом, которым облагают конечного потребителя. Практически ежедневно по нескольку раз среднестатистические граждане платят этот налог, заложенный в стоимость любых товаров и услуг. Тобиас Хенце объясняет, что к цене каждого товара магазин прибавляет НДС, как ему предписывает государство, в результате получается конечная цена, которую платит покупатель.
К примеру, повышение ставки налога на 3 процента, как произошло в Германии в 2007 году, увеличит стоимость условного товара, за которой магазин хочет получить 10 евро, с 11,60 до 11,90 евро. Вместо 116 евро покупателям приходится платить 119 евро. Теоретически подобный рост цен происходит со всем ассортиментам супермаркетов.
НДС больше бьет по среднему классу.
Изабель Клокке рассказала, что в 2007 году Союз налогоплательщиков Германии выступал против повышения налога, поскольку в результате подорожали многие товары и услуги. Кроме того, возросла налоговая нагрузка, особенно на получателей низких и средних доходов. На второй из аспектов единодушно указывают почти все немецкие эксперты. Дело в том, что люди с низкими доходами больше тратят на потребление. Поэтому налог, облагающий потребление, по богатым бьет менее сильно, людям с низким доходом приходится большую часть своего дохода отдавать государству в виде уплаты НДС.
В 2007 году в Германии действительно выросли цены на многие вещи. Рост происходил постепенно, немалую роль сыграла конкуренция в разных сегментах рынка. Тобиас Хенце уточняет, что в кафе и ресторанах, а также в индустрии развлечений цены выросли, подорожали и автомобили. Однако владельцы супермаркетов не смогли сильно повысить цены, особенно на товары ежедневного спроса. Причиной является не столько острейшая конкуренция в розничной торговле, сколько маркетинговая стратегия торговых предприятий.
По словам Хенце, после роста ставки НДС условный товар, стоимость которого до повышения налога составляла 2,99 евро, должен был подорожать до 3,07 евро. Однако подобную цифру на ценниках в супермаркетах сложно увидеть. Поэтому магазины либо повышали стоимость товара сразу до 3,09 евро, либо через несколько месяцев поднимали цену до 3,09 или 3,19 евро. В любом случае немецкая статистика зафиксировала рост инфляции с 1,5 процента в 2006 году до 2,3 процента в 2007 году, в 2008 году цены выросли на 2,6 процента. Однако сложно сказать, насколько рост цен объясняется повышением ставки НДС и в какой степени вызван бурным ростом стоимости нефти и горючего.
Хенце предупредил, что в любом случае в России, как и в Германии в 2007 году найдутся компании и целые отрасли, убежденные в высоком спросе на свои товары или услуги, которые попытаются довольно существенно поднять цены, прикрываясь при этом повышением НДС. Этот опыт, видимо, учитывает российское Минэкономразвития, ожидающее роста темпа инфляции с 3,1 до 4,3 процента соответственно в текущем и следующем году.
Одновременно в ведомстве прогнозируют замедление темпов роста ВВП, причем именно из-за увеличения налоговой нагрузки. По мнению экспертов министерства, этот показатель ко второму кварталу 2019 года может опуститься ниже 1 процента и составить всего 1,4 процента по итогам следующего года. В Германии экономический рост также замедлился, но на первых порах решение дало экономике дополнительный импульс. Все люди, которые планировали крупные покупки, поспешили приобрести товары длительного пользования до 1 января 2007 года.