Развивающийся внутри Евросоюза кризис прокомментировал Эдвард Лукас. Он утверждает, что Европа еще может избежать масштабного падения, которое постигло СССР, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Писатель, журналист, специалист по европейской и трансатлантической безопасности Эдвард Лукас в своей публикации для британского издания The Times пишет, что летом 1988 года советская империя казалась непоколебимой, как и европейская система 30 лет спустя. Столбы, которые выступали поддержкой советского режима, существовали десятилетиями. Коммунистические аппаратчики успешно формировали жесткие однопартийные государства с дисциплиной, стукачеством, головорезами и Варшавским пактом (советский дубликат НАТО). Экономическое планирование при этом выступало барьером для развития честного предпринимательства.
Констатирует литератор, что большую часть 1980-х годов он провел в странах Восточной Европы. Тогда Лукас видел, что внушительное на первый взгляд здание демонстрирует серьезный износ. Ответственные за износ люди проявляли признаки потери терпения. Умеющие расшифровывать высокопарный жаргон чиновников того времени люди хорошо понимали наличие серьезных разногласий.
В Москве Леонид Брежнев поддерживал беспрецедентную открытость и обсуждал недостатки системы. Однако по встроенной инерции коллапс представлял собой маловероятный сценарий. Экономические структуры и также внешняя торговля полностью были созданы сторонниками центрального планирования. Немногим удавалось заметить, что ключевым аргументом для советских чиновников постепенно стал мотив получения прибыли.
Владеющим абсолютной властью и огромными привилегиями коммунистическим лидерам было что терять, поэтому делиться верховной властью они не спешили. Неоднократно аппарат безопасности демонстрировал готовность прибегнуть к убийствам для сохранения власти. Попытки реформирования наказывались введением военного положения (Польша, 1981 год) или вторжением (ситуации в Венгрии 1956 года и в Чехословакии 1968 года). Несмотря на все свои достоинства, диссиденты вроде Вацлава Гавела и Леха Валенсы не были похожи на лидеров, готовых создать правительство, которое займет место советской империи.
Однако в конечном итоге распад произошел. В течение нескольких месяцев польские коммунисты признали свое поражение. Лидеры реформ в Венгрии тем временем приступили к демонтажу пограничных укреплений с Австрией, разбирая железный занавес, разделивший когда-то Европу от Балтики до Адриатики. Ищущие свободы восточные немцы устремились в западногерманское посольство в Праге, разжигая тем самым бархатную революцию, к концу года она сделала Гавела президентом. Прибалтийские страны тогда же осудили включение их в Советский Союз как незаконную оккупацию.
В течение последующих двух лет были распущены Варшавский договор и Совет экономической взаимопомощи, исчезли Восточная Германия и сам Советский Союз. Лишенные богатств коммунисты стали осваивать непривычную для себя роль оппозиционеров. Капитализм и демократия победили. По словам журналиста, надвигающийся крах он чувствовал, но скорость развития событий оказалась неожиданной.
Евросоюз может повторить судьбу СССР.
Обстоятельства распада СССР показали, что, несмотря на значительный экономический и политический капитал института или его внушительную бюрократию, судьба всегда может нажать на кнопку быстрой перемотки вперед и заставить окружающих людей сильно удивиться. На сегодняшний день, по утверждению Лукаса, у него такое же чувство в отношении глубоких коренных институтов Запада, хотя с точки зрения морали сравнения неуместны.
Эксперт подчеркивает, что несмотря на все успехи, советская система строилась на массовых убийствах и лжи. Западная система, несмотря на все ее недостатки, принесла миру беспрецедентное процветание и свободу. Однако такие соображения редко принимаются во внимание в ситуации, когда речь идет о росте гнева и угасании доверия. Североатлантический альянс, к примеру, от краха отделяет один плохо сформулированный твит. Доверие к НАТО непосредственно зависит от готовности США рисковать войной для защиты союзников. Накануне переговоров Трампа и Путина политики из стран НАТО начинают думать о немыслимом – завершении периода жизни под американским зонтиком безопасности.
Подвергается атакам также мировая торговая система, предыдущие размолвки выглядят ничтожными по сравнению с нынешними трудностями. Воодушевленный необоснованными и неграмотными взглядами на торговый дефицит американский президент Дональд Трамп намерен уничтожить весь многосторонний экономический порядок, чтобы заменить его двусторонними сделками.
На сегодняшний день, по словам обозревателя, Евросоюз выглядит необычайно хрупким. Избиратели из Австрии, Венгрии, Италии и Польши сформировали правительство из политиков, входящих в лагерь противников истеблишмента. Курс этих политиков больше нельзя игнорировать. Они хотят изменить базисные экономические и политические правила на фоне перемены общественного мнения.
В советской системе экономическое развитие тормозили дефицит потребительских товаров и общий застой. В современности общественность недовольна стагнацией реального уровня зарплаты и миграцией населения, вызванной глобализацией. В 80-е годы оппозиция коммунизму возникла на возмущении мощным вмешательством Кремля. Сейчас гнев патриотов вызывают управление миграцией и другие проблемы, вызванные политикой Брюсселя.
Постепенно огонь разгорается все больше. Однако в отличие от советской империи современники необязательно столкнуться с полномасштабным уничтожением экономической и политической системы, а также с распадом существующего механизма безопасности. Пока еще можно определить, что будет дальше. В любом случае не следует ожидать, что процесс будет дешевым, удобным или легким.