Итоги переговоров президентов России и США оценил Сергей Шелин. Он полагает, что американский лидер почти безвозмездно оказал российскому коллеге пиар-услугу, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Сергей Шелин в своей публикации пишет, что повторить северокорейский переговорной триумф американский президент не смог. В этот раз Трампу не удалось предъявить американцам хоть какие-то результаты, даже чисто словесные и не слишком надежные. Международный аналитик Владимир Фролов, комментируя переговоры, констатирует, что итоговый результат саммита не соответствует ожиданиям и шумихе вокруг события.
В Хельсинки Трамп заявил, что Вашингтону следовало начать диалог с Россией еще до момента прихода его к власти. Несколько необычный в устах действующего американского лидера отзыв о собственной стране Трамп дополнил жалобами на политических врагов – критиков, демократов и журналистов. Попутно он дезавуировал доклады собственной разведки о предполагаемом российском вмешательстве в американский избирательный процесс, поскольку российский лидер заверил, что этого не было.
В публичной части общения двух президентов Путин выглядел старшим партнером, при необходимости он даже отвечал на вопросы вместо американского коллеги. Именно российский президент сообщил, что Трамп не признает Крым российским. Американский президент выглядел дружелюбным, но не очень подкованным собеседником. Периодически он повторял привычные свои заявления, не всегда уместные в создавшейся ситуации.
Люди, которые привыкли всему искать рациональные объяснения, напоминают, что Трамп является ловким и скользким бизнесменом, официальную болтовню которого вряд ли можно воспринимать всерьез. Кроме того, по большинству пунктов никаких конкретных обязательств американский президент на себя не взял или по крайней мере о таковых не объявил. Критика демократов и других американских трампофобов вместе с обвинениями в государственной измене, видимо, была частью стратегии американского президента.
Российские критики американского истеблишмента с готовностью подводят базу под действия Трампа. Не исключено, что американцы, которые голосовали за Трампа на выборах, сочтут, что их избранник слишком унижает родную державу перед иностранным президентом и притом ради непонятных целей. Вполне возможно, что ожидаемых очков от переговоров с российским президентом Трамп не получит.
Телевизионная картинка целиком в пользу российского лидера. Впервые за годы после аннексии Крыма хозяин Кремля добился того, о чем неоднократно говорил как о важнейшей для себя цели. Речь идет о публичном, полном и даже подчеркнутом признании равенства российского президента с главой Запада. В Китае, где Путина привыкли воспринимать как младшего партнера, объятия двух президентов не поймут. Вряд ли теплое общение на самом деле было провокацией Трампа, нацеленной на столкновение Москвы и Пекина.
От пиар-победы не стоит ждать слишком многого.
Вместе с тем, следует оценить, во что конвертируется пиар-победа российского президента. Шелин полагает, что слишком многого от переговоров ждать и стоит. На самом деле пропаганда изо дня в день любые международные действия российских властей преподносит как великие победы. Список триумфов увеличится, но надежд на то, что саммит или футбольный чемпионат помогут россиянам смириться с пенсионной реформой, по-прежнему нет. Реальных результатов непубличных переговоров есть несколько:
- ни о чем президенты не договорились хоть сколько-нибудь твердо, поэтому не подписывали итоговые документы;
- участники беседы говорили о Донбассе, оставив за скобками аннексированный Крым. Оптимисты видят в репликах вождей намеки на сдвиги на восточно-украинском направлении, в худшем случае прогресса ждать не следует;
- как и ожидалось, Трамп просил Путина увеличить экспорт нефти, чтобы снизить мировые цены, получив в ответ небольшой утешительный знак, не лишенный назидательного тона. Россия и так увеличивает экспорт нефти ради выручки, но дальнейшее наращивание объемов Москва может преподнести как результат договоренности с Вашингтоном;
- на закрытых переговорах Трамп много говорил о Иране и в одном из пунктов, вроде бы добился понимания. На пресс-конференции российский президент заявил, что после окончательного разгрома террористов на юго-западе Сирии ситуация на Голанских высотах должна быть в приведена в соответствие с положениями соглашения 1974 года о разъединении израильских и сирийских войск. Президент уточнил, что таким образом будет восстановлен режим прекращения огня между с Сирией и Израилем. Кроме того, способ поможет надежно обеспечивать безопасность Израиля.
В любом случае российский лидер не уточнил, что конкретно намерен сделать, чтобы избежать приближения к израильским границам иранских и проиранских подразделений. Москва не заинтересована во втягивании Израиля в полномасштабную войну против Ирана и его сателлитов. Предположительное противостояние может перевернуть вверх дном всю ситуацию в регионе. Остальные связанные с Ираном просьбы Трампа хозяин Кремля оставил без внимания.
Подводя итоги встречи, обозреватель констатирует, что решения, о которых в Хельсинки президенты России и США сказали вслух, и без того осуществлялись без переговоров на высшем уровне. Все остальные заявления являются лишь ничем не подкрепленными намерениями, которые только выражают взаимную симпатию, возможно, вполне искреннюю. К человеческому чувству в случае Путина примешивается, вероятно, прагматика. Трамп оказал российскому лидеру огромную пиаровскую услугу, сам в ответ таковой получить не смог.