Состоявшиеся днями в Хельсинки переговоры президентов России и США прокомментировал Айдер Муждабаев. Саммит он называет хорошо проведенным и красноречивым спектаклем, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Журналист, заместитель гендиректора телеканала ATR Айдер Муждабаев в публикации на своей странице в социальной сети Facebook пишет, что в Хельсинки состоялся спектакль, хороший и достаточно красноречивый. Произошедшее сложно рассматривать иначе, как абсолютную победу России. Показательным на встрече было все – ответы, вопросы, реакции. Президент Путин, явно исполнивший партию главной скрипки на пресс-конференции, начал выступление с долгого вступительного слова.
Само по себе публичное общение президентов выглядело как мероприятие, в котором участие принимает директор и его заместитель, вторая роль была отведена Трампу. Переговоры напоминали неравный брак, где невеста трепещет перед могущественным женихом, а последний добавляет, поправляет, отвечает, комментирует и не позволяет будущей супруге что-то сказать.
Очевидно, что неравный брак заключен между действительно великой и могущественной державой США и в разы более слабой с точки зрения экономики и других показателей России. Тем не менее, в роли патриархального мужа выступал российский президент, американский лидер играл роль робкой провинциальной девушки, которая попала в дом к сильному хозяину. Для президентов США эта роль не свойственна.
В целом состоявшаяся после переговоров пресс-конференция двух президентов фактически положила начало большого и долгого позора для американцев за свою страну. По словам обозревателя, история стала настоящей катастрофой стиля, репутации и дискредитацией самой должности главы американского государства.
В заявлениях президентов много неоднозначных моментов.
В своем вступительном слове хозяин Кремля говорил о том, что Россия вместе с США должна бороться с терроризмом. Муждабаев констатирует, что с таким же успехом Муаммар Каддафи мог предложить США или Великобритании сотрудничество в борьбе против терроризма. Также российский лидер говорил о совместных действиях в сфере кибербезопасности, хотя Россию многие западные страны обвиняют в кибератаках и попытках влияния на президентские выборы.
Еще одной важной темой, которой российский президент спекулирует при поддержке американского коллеги, является борьба России за безопасность Израиля в Сирии. Журналист напоминает, что о безопасности Израиля говорит президент страны, которая помогла Ирану обзавестись ядерными технологиями и всячески разжигает войну в регионе. Российский и американский президенты повторили, что Россия помогает безопасности Израиля. По словам обозревателя, помощью, видимо, можно считать разжигание войны, которое среди прочего является причиной проникновения в Европу потоков беженцев, расшатывающих политические системы в разных странах.
Предварительные слово Трампа оказалось намного короче. По ощущениям речь американского президента явно была более тихой, робкой и дружественной. Несколько раз Трамп поблагодарил Путина за переговоры, будто Вашингтон и лично президент долго добивались встречи. Хозяин Кремля так часто своего собеседника не благодарил. Американский президент коснулся в своем выступлении темы вмешательства России в президентские выборы в США в 2016 году. Смысл заявления Трампа возмутил многих американцев.
Муждабаев отмечает, что наличие у Путина компромата на Трампа вызывает сомнения, однако поведение американского лидера впечатляет. На переговорах он ведет себя с иностранными лидерами по-панибратски, а в Хельсинки кардинально изменил стиль поведения. Саммит, по мнению обозревателя, чем-то напоминал встречу Горбачева и Рейгана в Рейкьявике в 1986 году.
Тогда лидер западного мира проводил переговоры с молодым советским генсеком и вариант, что Вашингтон начнет действовать так, как нужно СССР, в принципе не рассматривался. Вместо этого Рональд Рейган себя абсолютно корректно. Поэтому ни у кого не возникало сомнений в том, кто из участников переговоров является сильным и влиятельным, а кому отведена роль провинциальной жены. В Хельсинки все было наоборот.
Разница чувствовалась даже в тех моментах, где президенты заговаривались. К примеру, упоминая Украину, Трамп сказал, что у него с российским коллегой есть разногласия. Однако на все вопросы, касающиеся аннексированного полуострова, вновь отвечал российский лидер. Хозяин Кремля сказал, что для него вопрос Крыма закрыт, в чем в принципе нет ничего нового. Непривычно что, что президент США даже не попытался публично возразить. Президенты не упомянули о расследовании падения малазийского Боинга, по украинскому вопросу озвучили только традиционные упоминания о Минских соглашениях.
Подчеркивает Муждабаев, что на встрече двух президентов лидерская роль США не была видна, как в случае с Меркель и Столтенбергом во время обсуждения перспектив строительства «Северного потока-2». Затем на пресс-конференции Трамп назвал реализацию проекта внутренним делом Германии и Ангелы Меркель, что говорит о решении спорных вопросов.
Подводя итоги президентских переговоров, журналист отмечает, что при нахождении Трампа в Овальном кабинете ничего хорошего ждать не приходится не только Украине, но и всему миру. Муждабаев называет американского президента деструктивным по отношению к Западу и конструктивным к Путину.