Базисные принципы, на которых построена современная западная цивилизация, описал Андрей Илларионов. Запад он называет историческим феноменом, возникшим в результате развития человеческого общества, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Российский экономист, бывший советник президента Путина Андрей Илларионов в своем блоге на платформе livejournal пишет, что сейчас мир пытается прийти в себя после «хельсинского политического землетрясения». В нынешней ситуации уместно обсудить то, что представляет собой теперешний Запад. Под этим понятием подразумевается система тесно связанных между собой политических и правовых институтов, основанных на сформировавшемся на протяжении многих веков комплексе представлений и принципов, именуемых западными.
Как и любая сложная политико-правовая система, Запад следует воспринимать как исторический феномен или продукт сложного и нелинейного длительного развития человеческого общества. Для создания феномена потребовались многовековые усилия миллионов людей, в том числе живущих за географическими пределами Европы. Они испытывали на пригодность и прочность разные социальные, экономические, правовые и политические идеи, чтобы сейчас Запад можно было рассматривать как определенную и устойчивую институциональную систему, а также говорить об общественном феномене западной цивилизации.
Проверку временем прошли далеко не все идеи, популярные некогда у человечества, и не все институты, казавшиеся эталонами устойчивости. Однако появление каждой из феноменальных идей, их эволюция и воплощение в базовых институтах было ответом на вызовы определенного промежутка времени. В общественном развитии феноменальные идеи Запада выступали антитезами принципов, символов не-западности и анти-западности. В результате основополагающими принципами, которые стали фундаментом современной западной цивилизации, стали 7 ключевых идей:
- демократия как власть народа. Демократический порядок противопоставлялся монархии, тирании и деспотии, еще в Древнем Риме усовершенствованная форма демократии стала известной под названием республика. Опыт республик и многочисленных городов-государств воплотился в формировании первой устойчивой республики в Нидерландах, затем парламентская монархия создана в Англии, демократия распространилась на США, Францию и другие государства;
- равенство людей, не зависящее от этнического происхождения и любых других естественных особенностей (раса, цвет кожи, пол и иные критерии). Таким образом западная цивилизация отказалась от социальной иерархии, в том числе наследственной;
- основанное на справедливости право представляет собой ключевой принцип организации человеческого общества, оно выступает антитезой несправедливости, беззакония и беспредела;
- разделенная власть как главный принцип организации любой публичной (прежде всего государственной) власти. Разделение является антитезой цезарепапизму, концентрации, монополии и узурпации всех руководящих механизмов в руках одного человека или группы людей. Формирование принципа началось в 1054 году, после появления успехов, достигнутых римскими епископами в ходе Великого раскола. Затем на этой основе были созданы концепции ограничения государственной власти и разделения ее ветвей на представительную, исполнительную и судебную;
- ценность человеческой жизни, достоинства и индивидуальные свободы (гражданские, личные, экономические и политические). Важнейший принцип свободного западного общества является антитезой всяческому принуждению, насилию и порабощению. Концепция свободы человека корнями уходят в идеологию гуманизма Ренессанса, затем принцип получил распространение в ходе протестантской Реформации и силовую защиту в религиозных войнах, которые длились почти полтора века. Юридически принцип был закреплен в виде свободы вероисповедания и религиозной терпимости в положениях Вестфальского мирного договора 1648 года;
- атлантизм, военно-политический и экономический союз свободных стран, выступающий важнейшим инструментом для поддержки международного мира и безопасности. Также принцип проявляется в виде защиты политически свободных стран, уступающих агрессорам в военной мощи. Антитезой принципа является агрессивный тоталитаризм индивидуальный или коллективный. В ходе эволюции принцип стал основой при формировании важнейших институтов нынешней международной архитектуры (ООН, НАТО, ОЭСР и других структур);
- права человека и защита их на международном уровне как антитеза вседозволенности тоталитарных и авторитарных властителей по отношению к населению собственных стран. Также принцип перечеркивает правило о невмешательстве во внутренние дела политически несвободных государств. Концепция прав человека из международного принятых документов восходит к Всеобщей декларации прав человека, утвержденной в 1948 году, затем ключевые принципы ее были отражены в ряде других документов.
В Европе судебной защитой прав человека среди прочих структур с 1959 года занимается Европейский суд по правам человека. На основе этого принципа экс-президент США Рейган потребовал от Горбачева снести Берлинскую стену. Именно этот принцип лежит в основе поддержки западными государствами правозащитников в СССР и иных тоталитарных государствах. В нынешних несвободных странах западные политики и общественные деятели продолжают поддерживать диссидентов.
Данный принцип является ключевым в разработанной западными странами концепции гуманитарной интервенции, направленной на предотвращение гуманитарной катастрофы или геноцида. На основе конвенции они действовали в Боснии, в ходе Косовского кризиса, гражданских войн в Ливии и Сирии. Поэтому США, Канада, Великобритания и Балтийские страны приняли Акт Магнитского и вводят санкции против лиц, причастных к убийствам и хищениям в России и других авторитарных государствах.