Прокуратура Автономной Республики Крым определяет причастность каждого госслужащего к государственной измене. За содеянное придется ответить людям, активно помогавшим оккупационной власти на полуострове, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новое время».
Сотрудники прокуратуры Автономной Республики Крым занимаются проверкой информации о причастности каждого из госслужащих на аннексированном полуострове к совершению государственной измены. Госизменой прокуроры считают активные действия по ведению подрывной деятельности. Об этом в беседе с журналистами рассказала Светлана Блудова, начальник управления прокуратуры полуострова.
Заявления такого содержания прокурор сделала, комментируя розыск бывшего крымского судьи Валерия Чернобука. Блудова уточнила, что госслужащие, работающий в МЧС и помогающие местному населению, не будут нести ответственность за государственную измену. Вместе с тем, крымчанам, которые активно помогают оккупационной власти, придется ответить.
Как известно, в июле бывшему главе апелляционного суда Чернобуку сообщили о подозрении в совершении госизмены. Во время проведения обысков самого подозреваемого не было дома, согласно, нормам УПК подозрение следователи вручили родственникам бывшего судьи. Сам экс-служитель Фемиды объявлен в розыск.
Уточнила прокурор, что вопросы в будущем возникнут, к примеру, к депутатам Автономной Республики Крым, поддержавшим в свое время аннексию. Наказание ждет также региональных депутатов, которые помогали организовать референдум и начать работу органов оккупационной власти. Вместе с тем, сам факт работы в подконтрольных России госорганах на территории Крымского полуострова преступлением не является.
Оккупационная власть сформирована из местных пророссийских чиновников.
Бывший министр курортов и туризма в Автономной Республике Крым Александр Лиев напоминает, что весной 2014 года большинство крымских чиновников помогали оккупационной власти. В марте 2014 года было крайне сложно разобраться в том, к чему в конечном итоге приведет развитие ситуации. Тем не менее, много региональных чиновников сомневались в правильности сотрудничества с новой «властью», поэтому увольнялись с должностей.
Сам экс-министр после аннексии полуострова переехал на украинский материк. Он объясняет, что оккупационные власти сформированы из адептов Кремля, которые всегда жили в Крыму. Вместе с тем, чиновникам важно чувствовать потребность в себе со стороны государства, но в 2014 году многие крымские госслужащие не почувствовали поддержку Киева.
Констатирует Лиев, что даже в его министерстве, где работали люди добросовестные и профессиональные, никакая поддержка не чувствовалась. В результате сейчас многие бывшие сотрудники остались жить и работать на полуострове, но не в органах государственной власти. Экс-министр убежден, что наказывать нужно тех чиновников, которые не просто приняли подобное решение и остались на своей должности, а действительно работали на установление в Крыму оккупационных властей.
По подсчетам Лиева, активных пособников на полуострове около 5 тысяч человек. Остальных экс-министр предлагает считать жертвами информационной пропаганды. Вместе с тем, такое определение, которое не содержит в себе необходимой конкретизации, не может служить критерием при определении степени вины.
В обществе не хватает понимания ключевых индикаторов.
На сегодняшний день в украинском обществе нет понимания индикаторов коллаборации. Руководитель программ демократических процессов в Украинском независимом центре политических исследований Юлия Тищенко уточняет, что ответы на подобные вопросы, как правило, дает переходное правосудие. По ее мнению, неправильно наказывать постфактум всех чиновников, которые сейчас работают на оккупированной территории. Ответственность должны нести люди, причастные к процессу принятия политических решений.
Типичными в подобных случаях являются апелляции к таким понятиям как измена родине военнослужащих, прокуроров, вопросы вызывает деятельность судей. Отдельно следует рассматривать действия людей, которые узурпировали власть. Это значит, что депутат так называемого государственного совета Крыма, который голосует за заведомо нелегитимное решения, должен нести ответственность. При этом действия депутата нельзя сравнивать с работой директора школы, который продолжает выполнять свои служебные обязанности.
Постоянный представитель президента Украины в Автономной Республике Крым Борис Бабин утверждает, что сейчас отсутствуют критерии квалификации по статьям о государственной измене. Соответствующая судебная практика очень ограничена. Представитель главы государства сообщил, что в скором времени планирует представить соответствующие изменения в действующее законодательство о наказании коллаборационистов.
По отношению к коллаборационистам можно применять лишь статью о государственной измене, что не всегда в суде оказывается эффективной практикой. Между тем, с октября текущего года украинские СМИ, вещающие на оккупированные территории Крыма и Донбасса будут вести 75 процентов программ на украинском языке.