Объединение БРИКС лишь внешне выглядит монолитным. Но стоит заглянуть в его нутро, как понимаешь, что единством там и не пахнет, пишет в редакционной статье бразильское издание Folha.
Антиамериканская направленность 10-го саммита БРИКС, объединяющего Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую Республику, несложно было предсказать задолго до открытия форума в Йоханнесбурге. Инициаторами послания президенту США Дональду Трампу в защиту принципов Всемирной торговой организации и многополярности мира были самые мощные буквы этого альянса – К и Р, то есть Китай и Россия: первый втянут в торговую войну с Америкой, вторая страдает под санкциями Запада и в первую очередь Соединенных Штатов.
Буквы Б, И и С поддержали «старших равных среди равных» в итоговой декларации. Но это единство на самом деле мнимое: «Впечатление царящего среди стран-членов БРИКС единодушия рассеивается, стоит взглянуть на принимаемые внутри блока меры».
Наглядный пример разногласий внутри союза – бесплодные (по крайней мере, пока) переговоры правительства Бразилии с Пекином об отмене действующий барьеров на пути экспорта в Китай курятины и сои. С прошлого месяца Пекин установил дискриминационные ввозные пошлины на эти бразильские продукты – от 18,8 до 34,4 процента (в зависимости от компаний экспортеров).
Или вот: президент Мишель Темер просит Си Цзиньпина разрешить ввоз в Китай не только бразильского зернового сырья, но и производных продуктов – масла и отрубей. Пекин пока отмалчивается.
А Россия злоупотребляет установкой ограничений для аграрной продукции более конкурентных рынков. Именно поэтому бразильская сельхозпродукция нередко попадает под запрет под предлогом фитосанитарных мер.
Не следует забывать, что БРИКС возник не на основе какой-то политической или экономической близости его членов. Просто когда-то британский экономист Джим О'Нил объединил их как страны с наибольшими устремлениями поменять статус развивающихся на развитие страны.
«Однако для достижения поставленных целей (БРИКС – Ред.) необходимо сократить разрыв между официальной риторикой и внутренними практиками», – резюмировала Folha.