В последнее время эксперты констатируют неоднозначную активность россиян в Азовском море. Николай Сунгуровский утверждает, что Киев дал России такую возможность подписанием договора в 2003 году, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
Директор военных программ в Центре Разумкова Николай Сунгуровский в интервью объяснил, чем опасна ситуация в Азовском море и как украинская сторона может противостоять российским провокациям возле своих берегов. На протяжении нескольких последних недель Украина продолжает подсчитывать количество суден, задержанных россиянами в Азовском море. Эксперт констатирует, что Россия постепенно наращивает напряженность и демонстративно подчеркивает свое верховенства в регионе.
На самом деле Киев сам дал Москве такой шанс – в 2003 году украинская сторона подписала соглашение, закрепляющее статус Азовского моря как внутреннего моря двух стран. Теперь россияне в соответствии со всеми нормами морского права распоряжаются своим внутренним морем. Без давления на Москву и сопротивления украинской стороны россияне могут сделать все, что хотят. Создавшуюся ситуацию Сунгуровский называет очередным подтверждением того, переговоры с россиянами нужно вести лишь с позиции силы, поскольку уговоры не позволяют изменить линию поведения Москвы.
Недавно россияне, которые в первое время задерживали в Азовском море лишь украинские суда, начали останавливать иностранные. Юридически договор 2003 года дает российским силовикам право останавливать корабли для проверки документов. Комментируя действия Москвы, целями действий россиян эксперты называют захват Азовского моря и ослабление экономической зоны украинского региона.
По мнению аналитика, актуальными можно считать обе указанные цели. В первую очередь хозяин Кремля пытается показать, что он полностью контролирует ситуацию в Азовском море. Кроме того, подобные действия могут привести к банкротству украинских предприятий, работающих на экспорт через эти порты. В данном случае понятной Сунгуровский называет тактику Кремля. Он убежден, что после отработки модели на Азовском море Кремль может применять аналогичные методы на Черном море.
При обострении ситуации Москва может привлечь дополнительные силы.
Отдельные комментаторы называют модель поведения на Азовском море чем-то напоминающей российскую тактику с Крымом, где захват территории происходил поэтапно. Сунгуровский в свою очередь отмечает, что российский лидер является довольно хорошим тактиком. Силу он использует в той мере, в которой она нужна в конкретной ситуации. Без необходимости привлечения к процессу большого количества сил хозяин Кремля будет обходиться тем, что есть. Вместе с тем, при обострении в дальнейшем развитии ситуации Москва может привлечь дополнительные силы, что не вызывает никакого сомнения.
С другой стороны, в создавшейся ситуации Украина может сделать очень мало. Возможны шаги в юридической плоскости. По мнению Сунгуровского, Киеву следует в первую очередь денонсировать соглашение 2003 года, после чего обратиться в международные организации, чтобы заставить российскую сторону соблюдать правила. Также важно, что для обращения нужно формирование соответствующей доказательной базы.
После обращения Киева в международные организации после судебных процессов возможно введение против Москвы дополнительных санкций. Поводы для введения ограничений есть уже сейчас. К примеру, российская сторона использует свои порты Кавказа для обеспечения аннексированного Крыма и перемещения всех грузов. Это значит, что к российским портам могут быть применены прямые санкции.
Денонсация договора о сотрудничестве должна быть произведена перед обращением украинской стороны в суд. Сложность заключается в том, что в договоре не указана демаркация границ, из-за чего возникла нынешняя ситуация. По мнению эксперта, в свое время российская сторона специально затянула решение вопроса делимитации границ, чтобы иметь возможность оказывать давление на украинские порты. Закрепление в договоре статуса Азовского моря дает России карт-бланш на использование своих судов, в том числе пограничных и военных, в любой точке Азовского моря.
В положениях договора не закрепляются понятие двенадцатимильной зоны, особой экономической зоны и другие ограничения. Во внутреннем море России и Украины снимаются правовые ограничители. Это обстоятельство эксперт называет главной причиной, из-за которой украинской стороне следует денонсировать соглашение.
Уточняет эксперт, что делимитация границ представляет собой довольно сложный двусторонний процесс. Вместе с тем, истории известны случаи, когда делимитация проводилась в одностороннем порядке, когда в ходе переговоров представителям двух стран не удавалось достичь консенсуса.
В любом случае пока вопрос делимитации границы в Азовском море остается нерешенным. После случаев задержки иностранных кораблей нередко при отправке грузов пересматривается логистика. В украинской Госпогранслужбе утверждают, что Москва специально создает экономические проблемы в Мариуполе и Бердянске для дестабилизации региона. Комментируя развитие ситуации, Сунгуровский напоминает, что хозяин Кремля известен своим умением принимать тактические решения.
Вместе с тем, раньше подобная технология отработана российскими спецслужбами неоднократно. На начальном этапе уничтожается экономика на отдельных предприятиях региона, из-за чего население теряет работу и источники дохода. В результате возникает недовольство, растет риск социального бунта. Москва дестабилизирует ситуацию в регионе, затем в стране. Эксперт убежден, что украинскому руководству следует рассматривать ситуацию в целом и пытаться избежать ее ухудшения в будущем.