Смерть российских журналистов в ЦАР комментируют представители экспертной среды. По мнению обозревателей, убийство позволяет увидеть новую великодержавную игру России, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Обозреватель Микал Хем в своей публикации для норвежского издания VG напоминает, что недавно стало известно о смерти 3 журналистов, занимавшихся расследованием деятельности тайных российских частных армий. Журналисты Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко были убиты 31 июня в Центральноафриканской Республике (ЦАР) возле города Сибу, во время поездки из столицы Банги в город Бомбари.
Водитель журналистов сумел выжить, он является единственным свидетелем убийства. Позже очевидец в беседе с мэром города Сибу Анри Депеле рассказал, что по автомобилю начали стрелять какие-то мужчины, вышедшие из леса, из-за чего российские журналисты погибли мгновенно. Проверить достоверность сообщения градоначальника журналисты не могут, поскольку местные власти не позволяют шоферу общаться с прессой.
В ЦАР российские журналисты прибыли, чтобы расследовать деятельность ЧВК «группа Вагнера». Наемники из этой компании тайно действуют в нескольких странах. Российские власти не сообщают, отстаивает ли компания частные интересы или выполняет задачи, определенные государством. Профессор политологии из нью-йоркского Барнард-колледжа Колумбийского университета Кимберли Мартен объясняет, что хозяин Кремля заинтересован в восстановлении великодержавного статуса России и способы достижения этой цели российского лидера не интересуют.
Наемники из ЧВК «Вагнер» представляют собой инструмент, который Кремль может использовать в этих целях. Сергей Суханкин из аналитического центра Джеймстаунского фонда сравнивает использование военных инструкторов со способами, которые применялись во внешней политике Советского Союза. По словам эксперта, российские солдаты-наемники обеспечивают экономические и геополитические интересы Москвы.
Москва интересуется ресурсами африканского континента.
Предполагает аналитик, что российские власти интересуют колоссальные природные ресурсы в Африке. Поэтому наемники используются для охраны местных политиков и других важных лиц, а также инфраструктурных объектов и природных ресурсов. Кроме того, наемники могут быть использованы как инструкторы, что в определенной степени напоминает советскую модель поведения.
Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Вооруженных сил Норвегии Тур Буккволл главной целью российского лидера считает международное признание, что важнее для хозяина Кремля, чем экономические возможности России. Подобными действиями российский президент демонстрирует то, на что способна сверхдержава. Именно восприятие России в качестве сверхдержавы для хозяина Кремля выступает основным приоритетом и причиной вмешательства в сирийскую ситуацию. После Украины российский президент начал чувствовать, что интересы Москвы мир игнорирует.
Присутствие российских наемников в Африке Суханкин воспринимает как часть обновленного российского интереса к региону. В советский период Москва старалась поддерживать тесные отношения со многими лидерами бывших африканских колоний. После завершения холодной войны и распада СССР Россия старалась держаться в стороне от Африки. Сейчас, судя по всему, Москва меняет свою позицию и включается в борьбу за ресурсы континента.
Вместо открытого приобретения концессии на природные богатства и заключения прозрачных соглашений с правительствами африканских стран Москва предпочитает направлять в эти государства тайные силы безопасности. Аналитик полагает, что у России в вопросе борьбы за африканские ресурсы есть много преимуществ по сравнению с Западом. Москва раньше не имела колоний в Африке и не боится вести переговоры с диктаторами.
Кроме ЦАР российские наемники действуют в Судане и Бурунди, в свое время их присутствие фиксировалось в Украине, Сирии и Йемене. С учетом заинтересованности Москвы в природных ресурсах других государств выбор указанных стран можно назвать правильным. В ЦАР много золота, алмазов и урана, в Судане есть нефть и газ.
Определенные возможности России дает также политическая ситуация в странах. За пределами столицы Банги правительство ЦАР слабо контролирует страну и нуждается в помощи, чтобы удержать в своих руках контроль над добычей природных ресурсов. Разыскиваемый Международным уголовным судом в Гааге президент Судана Омар Башир нуждается в друзьях, которые могут смотреть на военные преступления сквозь пальцы.
Недавно около 500 российских солдат были замечены на границе между ЦАР и суданским регионом Дарфур. В прошлом месяце Башир посещал Москву, где встречался с российским коллегой Путиным. В ноябре прошлого года лидеры стран встречались в Сочи, где президент Судана попросил хозяина Кремля создать российскую базу на территории своей страны «для защиты от агрессивных действий США».
В октябре президент ЦАР Фостен-Аршанж Туадера посетил Сочи, где провел встречу с главой российского МИДа Сергеем Лавровым. Участники беседы среди прочего обсудили перспективы добычи полезных ископаемых в африканской стране. Позже президент Туадера назначил россиянина Валерия Захарова своим советником по вопросам национальной безопасности. В мае президент ЦАР посещал Санкт-Петербург, где встречался с российским лидером.
Наемников из ЧВК «Вагнера» видели в районе ЦАР, где добывают золото. Туда направлялись трое убитых недавно журналистов. Во вторник журналисты похоронены в Москве. В российском МИДе заявили, что погибшие прибыли в ЦАР без предварительного получения аккредитации и были убиты грабителями. О том, что главной целью поездки журналистов было получение информации о деятельности наемников, в сюжетах контролируемых государством СМИ не было упомянуто.