На минувшей неделе российский рубль и турецкая лира продемонстрировали внушительное падение. Эксперты определяют, экономика какой из двух стран окажется более устойчивой, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Политолог Иван Преображенский в своей публикации пишет, что в текущем году отдых в Турции резко подешевеет для иностранцев. Россиян эта новость не сильно обрадует, поскольку рубль обесценивается одновременно с турецкой лирой. Днями президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал граждан страны спасать национальную денежную единицу. Курс турецкой лиры после начала противостояния между Анкарой и Вашингтоном и решения американских властей ответить санкциями на упрямство коллег из Турции за несколько дней снизился приблизительно на 40 процентов.
Турецкий диктатор, который недавно переписал от себя Конституцию страны, обвал национальной валюты считает результатом международного заговора. Примечательно, что аналогичную причину указывает при объяснении подобного явления еще один известный «борец с США», венесуэльский президент Николас Мадуро. Справедливости ради следует признать, что до уровня падения Венесуэлы Турции и любой другой из стран еще очень далеко. С начала нынешнего года темпы роста потребительских цен в Венесуэле достигли 10664 процентов, деньги в стране обесцениваются еще до момента запуска их в оборот после очередной деноминации.
Судя по всему, заговор, о котором говорят Мадуро и Эрдоган, весьма разветвленный, поскольку снижается сейчас не только ценность турецкой лиры. Стремительно обваливается также российский рубль – за несколько дней он подешевел на 10 процентов и останавливаться, похоже, не планирует. Падение продолжается, несмотря на все заверения чиновников о контролируемости ситуации. Теперь начали падение национальные валюты других развивающихся экономик – южноамериканский рэнд обвалился до самых низких значений за последние два года, падает цена аргентинского песо и индонезийской рупии.
Предложения российских и турецких властей об отказе от долларов в международных расчетах Преображенский называет далекими от экономической реальности. На самом деле, по словам политолога, в ситуации имеет место совпадение двух проблем. Первым фактором, судя по всему, является общий для всех указанных стран кризис, похожий на сложности, с которыми в 1998 году столкнулись все развивающиеся рынки. В середине лета отдельные финансовые аналитики прогнозировали начало подобного кризиса.
Вторым моментом можно назвать эффект от американских санкций и пошлин. Вашингтон еще только грозит ограничениями России и Турции, но это уже стало причиной стремительного обесценивания акций компаний двух государств и снижения курсов национальных валют. В случае с Турцией влияет на ситуацию также третий фактор – окончательное превращение правящего режима в диктаторский, что сопровождается бегством капиталов, массовой эмиграцией и сворачиванием инвестиционных проектов.
Турция в падении обгоняет Россию.
На сегодняшний день многим наблюдателям кажется, будто падение российского рубля или тем более турецкой лиры началось в последние дни. На самом деле это не так, хотя масштабы проблемы были разными. Еще весной нынешнего года начались сложности у рубля и лиры. Введенные в апреле американские санкции, затронувшие крупнейшие национальные компании, отразились на устойчивости рубля. В мае турецкий Центробанк искал дополнительные средства, чтобы «связывать» избыточную ликвидность. Именно тогда Эрдоган накануне президентских выборов призвал граждан доставать из-под подушек доллары и евро, чтобы поменять их на стремительно дешевевшую национальную валюту. В 1998 году российские чиновники обращались к гражданам с такими же просьбами.
По словам политолога, в мае текущего года турецкий лидер пообещал, что после победы на выборах и получения недостающих полномочий он займется жестким регулированием валютного рынка. Судя по всему, попытка оказалась неудачной или же (что более вероятно) предпринятые президентом административные меры принесли обратный эффект.
В любом случае на сегодняшний день Турция в своем падении стремительно обгоняет Россию и другие развивающиеся экономики. Вместе с тем, дальнейшее развитие ситуации предсказать трудно. В России кризис усиливается психологическим эффектом от ожидания новых санкции США. Кроме того, теперешний всплеск нестабильности не укладывается в более-менее стандартные рамки. Отдельные экономисты еще весной говорили, что центром нового мирового кризиса может стать Латинская Америка, откуда экономические проблемы пойдут в Европу и распространятся на США.
Сейчас, судя по всему, направление меняется. Первыми пострадали не латиноамериканские страны, а вступившие с ними в военно-политическую борьбу «евразийские» государства. В обозримом будущем «финансовый пожар» может затронуть Беларусь и Казахстан, которые сохраняют тесные экономические связи с Россией. На следующем этапе кризис из стран Евросоюза перейдет на территорию США. Не исключено, что трампономика окажет магический эффект, из-за которого кризисные явления остановятся на американских границах.
Для всех, включая Россию и Турцию, лучше надеяться на то, что причиной сложностей являются локальные проблемы двух государств. И виновниками возникших трудностей действительно выступают «заокеанские враги» и их заговоры, а не типичное для многих развивающихся стран и авторитарных режимов стремление государственной власти подмять под себя национальную экономику.