Итоги визита российского президента в Германию комментируют обозреватели. Внешнеполитическую деятельность хозяина Кремля нескольких минувших лет Сергей Стельмах называет попыткой выбраться из «крымской ловушки», об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
Политический обозреватель из Крыма, использующий псевдоним Сергей Стельмах, в своей публикации пишет, что российский президент всячески пытается выбраться из «крымской ловушки», в которую сам себя загнал в 2014 году. Хозяину Кремля приходится совершать бессодержательные визиты в европейские столицы только чтобы продемонстрировать собственную «рукопожатность». Российской внешней политике аннексия украинского полуострова принесла больше вреда, чем пользы. На протяжении последних четырех лет российский лидер балансирует между статусом геополитического изгоя и неприятного собеседника, с которым ведут диалог лишь в случае крайней необходимости.
Российского гостя канцлер ФРГ Ангела Меркель приняла в правительственной резиденции Мазеберг. За закрытыми дверями собеседники вели переговоры более 3 часов, но в итоге заявление о результатах встречи не сделали. Известно только, что лидеры двух стран обсуждали войны в Украине и Сирии, ситуацию, возникшую вокруг Ирана, и строительство газопровода «Северный поток-2», против которого выступают американцы и ряд других европейских государств.
На следующий день после переговоров в общих чертах пресс-секретарь хозяина Кремля Дмитрий Песков обозначил ход беседы, назвав ее «основательной и правдоподобной». В телефонном режиме об итогах переговоров украинскому президенту Петру Порошенко рассказала Ангела Меркель. В целом, судя по всему, картина осталась без изменений – германское правительство предлагает активизировать усилия по освобождению украинских заложников, стороны договорились продолжить консультации по размещению на Донбассе миротворцев ООН.
После начала российского вторжения в соседнюю Украину российский лидер посещал Берлин всего раз, в октябре 2016 года. Недавний визит в германскую столицу является вторым состоявшимся после аннексии Крыма. Отличает недавние переговоры от других то, что впервые за много лет хозяин Кремля разговаривал с бундесканцлерин тет-а-тет, даже без переводчиков. Сомнительным обозреватель называет то, что российский президент смог «выторговать» у немецкой стороны послабления по Крыму, Донбассу и санкциям.
Стельмах констатирует, что встреча в Германии больше была нужна российскому лидеру, который пытается выбраться из «крымской ловушки». По дороге в Берлин президент Путин посетил свадьбу главы австрийского МИДа Карин Кнайсль, что российская пропаганда преподнесла как значимое дипломатическая мероприятие и свидетельство международного авторитета главы государства. Москве нужно было показать, что президента, несмотря на Крым и Донбасс, принимают в крупных европейских столицах. По объективным причинам встреча с немецким канцлером была в приоритете.
На уступки по Крыму и санкциям российский лидер не рассчитывал.
Вскоре после крымской аннексии германский канцлер сделала неоднозначное с дипломатической точки зрения заявление. Она сказала, что российский президент живет в другой реальности. Однако даже после столь резкого высказывания, спровоцированного аннексией украинского полуострова, германское правительство продолжило контактировать с Москвой. Для Ангелы Меркель «плохие» переговоры лучше «хорошей» войны.
Хозяин Кремля применяет прямо противоположный внешнеполитический стиль. Переговоры с мировыми лидерами он использует для дипломатического торга и выгодных «разменов». Он добивается признания аннексии Крыма в обмен на «совместные проекты», стремится легализировать «народные республики» на Донбассе в обмен на урегулирование ситуации в Сирии. Во всех случаях Москва продавливает неравноценные варианты, при которых Запад от гипотетического альянса с Россией может многое потерять.
По словам обозревателя, российская схема «геополитических разменов» была относительно эффективной до марта 2014 года. Летом прошлого года в США был принят закон о противодействии российской агрессии. Именно тогда в Кремле осознали, что начальные расчеты были ошибочными. Объединенный Запад методично указывает Москве, что агрессии против Украины не потерпит. Поэтому перед визитом в Берлин российский лидер понимал, что уступок по Крыму и санкциям вряд ли удастся добиться.
В день переговоров Путина и Меркель влиятельное немецкое издание Die Welt опубликовало интервью с главой германского МИДа Хайко Маасом. В беседе с журналистами чиновник категорически отрицал возможность признания аннексированного полуострова российским. Предположительное признание аннексии Маас назвал «приглашением другим действовать в нарушение международного права». Глава немецкой дипломатии позитивно оценил единогласное продление антироссийских санкций ЕС и подчеркнул, что Европа серьезно относится к своим ценностям.
Единственной точкой соприкосновения Москвы и Берлина является строительство газопровода «Северный поток-2». Германцы намерены завершить проект, не поссорившись при этом с американцами. Фактически Берлину почти бесплатно предлагают прямой транзитный коридор для поставки газа без участия третьих стран. Москва в свою очередь старается исключить Украину из схемы газового транзита и обеспечить работой производителей труб из ближнего окружения. На прокладку по дну Балтийского моря труб Россия потратила более 40 миллиардов долларов бюджетных средств.
Обозреватель напоминает, что мост через Керченский пролив, газопроводы в Европу и «Сила Сибири» изначально являются убыточными проектами, от которых выгоду получают лишь компании-подрядчики. Большая часть подрядчиков связана с миллиардером Аркадием Ротенбергом, которого пресса называет другом президента.
Скорее всего, открыто требовать у европейцев признания Крыма российским Москва не будет. По мнению Стельмаха, Кремлю вполне достаточно того, что в европейских столицах с российским президентом разговаривают и обсуждают экономические вопросы. Российская власть тем временем делает вид, что в крымской западне стране вполне комфортно.