Последствия воздействия на Россию новых американских санкций оценил Михаил Касьянов. Он прогнозирует превращение страны в «осажденную крепость», об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Лидер оппозиционной партии ПАРНАС Михаил Касьянов проанализировал внесенный в американский Конгресс «Закон о защите безопасности Америки от агрессии Кремля». Политик полагает, что предусмотренные законопроектом меры не просто нанесут удар по экономике России, но способны вернуть страну в состояние глубокого кризиса и превратить в конечном итоге в «осажденную крепость». По информации оппозиционера, в приоритетном порядке законопроект могут рассмотреть уже в октябре. По мнению экспертов, вряд ли закон на самом деле будет принят в самом жестком виде.
Касьянов считает, что после предположительного принятия законопроекта новые американские ограничения сильно ударят по российским властям и финансово-экономическим механизмам управления страной. Законодательная инициатива представляет собой призыв ко всем странам, прежде всего к государствам Евросоюза. Вашингтон призывает партнеров в тесной координации с США прекратить любые значимые экономические контакты с нынешней Россией.
Среди прочего документ расширяет санкции по отношению к энергетическому сектору. В условиях критической зависимости российского топливно-энергетического комплекса от западных технологий разработка новых месторождений будет затруднена. Реализацию проекта «Северный поток-2» Москве придется заморозить и забыть о разработке арктического шельфа. Санкционные меры законопроекта предусматривают введение запрета на приобретение российских государственных долговых обязательств. То есть, обсуждается возможность запрета любого кредитования России и контролируемых государством банков и компаний.
Американское правительство также не осталась в стороне. Администрация президента Трампа заявила о намерении применить пакет антироссийских санкций, предусмотренный законом 1991 года о ликвидации химического и биологического оружия. Раньше нормы закона применялись в отношении властей Сирии и КНДР. Под санкции Россия попадет впервые в связи с «делом Скрипалей». О применении закона в американском дипломатическом ведомстве объявили 22 августа.
Михаил Касьянов обращает внимание на то, что авторами законопроекта о введении новых антироссийских санкций являются 6 самых авторитетных сенаторов, представляющих Демократическую и Республиканскую партии. Поэтому очевидным выглядит то, что документ будет рассмотрен в приоритетном порядке и утвержден в октябре еще до проведения промежуточных выборов в Конгресс, запланированных на начало ноября.
В беседе с журналистами «НГ» политик объяснил, что никаких специальных сведений у него нет, но ситуация выглядит очевидной. Политик отметил, что знаком с многими сенаторами и понимает логику их мыслей даже без личного обсуждения тех или иных инициатив. По мнению оппозиционера, большинство сенаторов наверняка одобрит инициативу, а президент Трамп не сможет помешать, несмотря на хорошие отношения с российским коллегой.
Внешнюю политику российские власти вряд ли поменяют.
Также политик уточняет, что указанные в проекте ограничения связаны с будущими действиями России, поэтому давление на Москву будет нарастать. В числе прочих инициатив он прогнозирует ограничение доступа к финансам и торговых связей. С внутренней политикой России законопроект не связан, для этого существует «закон Магнитского». Инициатива американских сенаторов связана с вмешательством Москвы в выборы в США, аннексией Крыма, войной на Донбассе, а также с политикой Москвы в отношении Сирии, Грузии и Молдовы.
Экономически новые санкции в первую очередь нанесут удар по чиновникам, власти и бизнесу. Пострадают также госкомпании, государственные банки, под ударом могут оказаться интересы среднего класса. Россияне не смогут получить американские товары, ограничения коснутся и перевозчиков. Касьянов допускает, что утверждение закона может привести к завинчиванию гаек, но принятие решений в данном случае зависит от реакции российской власти.
В любом случае маловероятным вариантом Касьянов считает смену внешней политики российского руководства. Это значит, что предотвратить принятие и применение законодательной инициативы группы сенаторов невозможно. Касьянов констатирует, что американские законодатели взволнованы агрессивным поведением российских властей, разрушающим международную безопасность. Он предположил, что Россия вместо смены вектора примет какой-то ответный антиамериканский закон.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин вероятным называет принятие закона в приоритетном порядке, поскольку перед выборами в Конгресс американская элита с удовольствием вернется к российской теме. Истеблишмент подозревает президента Трампа в сотрудничестве с россиянами, поэтому глава государства вряд ли сможет активно выступать против утверждения новых санкций. С другой стороны, при двухпартийной системе введение санкций поддерживают демократы и республиканцы.
Макаркин называет закон сильным, ограничивающим и вытесняющим Россию с мировой арены. При этом эксперт призывает обращать внимание на формулировки, используемые в законе в отношении Европы и взаимодействия России с европейцами. В случае, если в отношении антироссийских санкций формулировки будут носить рекомендательный характер, то европейцы, скорее всего, продолжат сотрудничество с Россией. Введение американских санкций в отношении европейских компаний за работу с россиянами может стать серьезным потрясением для мировых рынков.