В неспокойном ближневосточном регионе объединение Москвы, Анкары и Тегерана выступает противовесом США. Внутри союза намечается конфликт, вызванный поставками нефти, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Саммит России, Турции и Ирана может состояться в сентябре в Тегеране. На встрече участники переговоров обсудят ситуацию в Сирии. Аналитики называют «тройственный союз» достаточно мощным противовесом Вашингтону в крайне важном мировом регионе. Однако внутри объединения стран может пойти трещина – сложности намечаются в отношениях между Россией и Ираном. Москва старается находить баланс между интересами Тегерана, который оказывает поддержку в Сирии, и Вашингтоном, ищущим поводы для ужесточения антироссийских санкций. Фактически Россия сейчас выступила на стороне США, решив вместе с саудитами наращивать нефтедобычу. Иранское руководство обвинило крупнейших нефтетрейдеров в сговоре с Вашингтоном.
В понедельник пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил о подготовке трехстороннего саммита Турция-Иран-Россия, который может состояться в иранской столице. Из недавних заявлений пресс-секретаря иранского МИДа Бахрама Гассеми следует, что готовящаяся встреча будет посвящена обсуждению сирийской ситуации. Пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын сообщил, что переговоры запланированы на первую неделю сентября.
В беседе с журналистами доцент Российского экономического университета Александр Тимофеев напомнил, что объединение России, Ирана и Турции является потенциальным мощным альянсом в критически важном регионе. Также внушительным можно назвать влияние указанных стран на энергетический рынок. Очевидно, что закономерной целью Вашингтона является расчистка рынка от конкурентов или хотя бы минимизация их влияния. С другой стороны, внутри тройственного союза вполне возможны трудности, поскольку интересы России, Ирана и Турции совпадают лишь временно и в силу обстоятельств.
Рост нефтедобычи в России не устраивает Тегеран.
Отношения России и Турции, по словам экономиста, развиваются крайне сложно. Прежде всего причиной трудностей являются проблемы в энергетической сфере вокруг строительства «Турецкого потока». Не менее острые противоречия в будущем могут возникнуть в отношениях Москвы и Тегерана. Днями министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане заявил, что отдельные члены организации стран-экспортеров нефти ОПЕК искажают решения картеля, которые касаются объемов нефтедобычи.
Чиновник отметил, что ОПЕК координирует свои действия с Вашингтоном и фактически действует в интересах американцев. Он призвал созвать заседание ОПЕК для обсуждения проблемы. Вполне вероятно, что жалобы иранский министр адресовал в том числе России, которая раньше (в рамках пакта ОПЕК+) пыталась сокращать нефтедобычу, после чего вновь перешла к политике наращивания объемов производства.
Ссылаясь на собственные источники, агентство Reuters в понедельник сообщило, что мониторинговый комитет ОПЕК+ оценил соблюдение условий соглашения на уровне 109 процентов по результатам июля. В июне уровень соблюдения сделки составил 112 процентов. То есть, на сегодняшний день страны картеля добывают меньше, чем могли бы в рамках соглашения, однако сейчас разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства заметно сократился.
В ТАСС напоминают, что Иран неоднократно критиковал действия участников пакта и выражал недовольство тем, что рост добычи на 1 миллион баррелей в рамках последнего решения происходит непропорционально утвержденным ранее квотам по сокращению. Осложняет ситуацию американский президент своими сообщениями в Twitter. В чрезмерно высоких ценах на нефть Вашингтон не заинтересован, поскольку на их фоне в США дорожает бензин.
В конце июня Трамп написал, что обсудил с саудовским королем Салманом возможность увеличения объемов добычи нефти с учетом «потрясений и беспомощности в Иране и Венесуэле». Американский лидер уточнил, что собеседник согласился с предложением и признал, что цены на нефть слишком высокие. Журналисты, комментируя ситуацию, напоминают, что на Ближнем Востоке Саудовская Аравия является главным соперником Ирана.
Саудиты активно поддерживали Дональда Трампа в его решении выйти из ядерной сделки с Тегераном, после чего санкции против Ирана возобновились. Аналитики Oil Price объясняют, что поддержка Эр-Рияда не только носит идеологический и религиозный характер. Также очевидным является экономический мотив саудовцев – с сокращением объемов продажи иранской нефти на рынке возрастает количество покупателей нефти саудитов.
Игру Саудовской Аравии на стороне Трампа можно объяснить. По-другому выглядит ситуация с Россией, которая, как и Иран с Турцией, находится под санкциями США. Нынешнее положение России можно назвать противоречивым – Москва балансирует между Тегераном и Вашингтоном. Нефтедобычу российские производители наращивают, этими своими действиями Россия сделала выбор не в пользу Ирана. Фактически Кремль поддержал антииранские санкции и учел интересы США. Собственные решения россияне могут объяснять как угодно, но со стороны Тегерана действия Москвы выглядят как участие в американском сговоре против Ирана.
В понедельник глава российского Минэнерго Александр Новак заявил, что добыча нефти в России в августе сохраняется на уровне июльских показателей. Раньше сообщалось, что на протяжении июля Россия добывала по 11,2 миллиона баррелей в сутки, что лишь на 41 тысячу баррелей ниже уровня октября 2016 года. Министр Новак подтвердил, что в июле российская нефтедобывающая промышленность восстановилась на 259 тысяч от показателей октября 2016 года.