Сегодня многие в мире, одни со страхом, другие с надеждой, ждут от России камбэка – ее возвращения на мировую арену в статусе сверхдержавы. Но на самом деле следить нужно не за Москвой, а за Пекином, считает российский военный историк, докторант Свободного университета Берлина Александр Гогун.
В интервью интернет-изданию Апостроф ученый отметил, что на самом деле политическая стабильность в России зависит от ситуации в Поднебесной. Сама по себе сегодняшняя Россия не имеет исторического потенциала: «В хозяйственном отношении она преимущественно сырьевой придаток Евросоюза, а в политическом – путинский режим прежде всего подпорка коммунистов в КНР. А российская культура и наука находятся в совсем уж плачевном состоянии».
Вероятнее всего, что первыми против своего ворья восстанут китайцы. Во-первых, система власти в Китае более примитивная, чем не такая уж далекая путинская система, – политическая монополия коммунистической партии, тоталитаризм, никаких выборов, абсолютный контроль над Интернетом, даже ограничения в деторождении. Во-вторых, в Китае намного меньше полезных ископаемых и природных ресурсов, чем в России, а если пересчитать на душу населения, то многократно меньше. Поэтому в Китае раньше придут к выводу, что бесконечно разбазаривать подаренное природой и продолжать неэффективно руководить экономикой и страной нельзя. В-третьих, материковые китайцы хорошо знают, как живут их соотечественники на Тайване и в Сингапуре: как сыр в масле катаются именно благодаря свободам – слова, предпринимательства, политических воззрений и т.д. Да и Гонконг, имеющий пока особый статус в составе КНР, может стать настоящим троянским конем для коммунистического Пекина.
А революционные события в Китае станут «провозвестником и толчком для русской революции».
Это только пиар китайских коммунистов о прочности власти и быстром росте национальной экономики. То, что руководство КНР устраивает в последние годы – это «ерунда какая-то, очковтирательство»: то Великий шелковый путь решили восстанавливать, то открыть новые торговые пути через Северный Ледовитый океан. И все эти прожекты – «на деньги, полученные от зверской эксплуатации китайских рабочих и крестьян, прозябающих в нищете». Эта пыль в глаза пускается ради иностранных инвесторов, которые все меньше верят в устойчивость китайской модели развития.
Не просто так правительство Тайваня заявило о переориентации своей экономики с материкового Китая на юг Азиатско-Тихоокеанского региона – от Австралии до Индии. Почему в Тайбэе предпочли иметь дело с мусульманами в Малайзии и Индонезии привычным связям с материковой исторической родиной – и расположенной под боком, и языкового барьера нет, и менталитет единый? Потому что «вероятность непредвиденных турбулентностей в Поднебесной превысила заманчивость возможных барышей». А если экономика острова будет слишком тесно переплетена с китайской, то «когда там шарахнет кризис, то и Тайвань тряханет так, что мало не покажется». Так что лучше кровные инвестировать пусть в далекие и чуждые по языку, духу, религии, мировоззрению, но зато стабильные государства, подвел черту Александр Гогун.
Будущее России расписывается в Китае – историк Гогун
Автор: Александр Дынниченко
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.