Утечка мозгов за границу ставит под угрозу будущее развитие многих современных стран. Китайское руководство нашло способ остановить процесс, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Одной из проблем, которая волнует ведущих мировых экономистов, является торговая война между Пекином и Вашингтоном. Кроме споров о тарифах США и КНР ведут борьбу за лучшие умы. Престижный китайский университет сообщает, что большинство молодых исследователей сейчас остаются дома и больше не стремятся уехать в Америку. Причиной являются не только высокие зарплаты для ученых, но и разворачивающаяся в США кампания шпиономании.
По данным китайского Минобразования, в прошлом году за границей обучались около 600 тысяч студентов из Китая. Большинство из них находится в США. Раньше более 95 процентов студентов, получающих степень магистра или соответствующее научное звание в развитых странах, предпочитали после завершения обучения там и оставаться. К концу прошлого года более 83 процентов из них вернулись в Китай. Большинство приняли такое решение в течение последних пяти лет.
Директор Центра синтетической и системной биологии в Университете Цинхуа (один из самых престижных в Китае вузов) Чэнь Гоцян, говорит, что проблема утечки мозгов больше не актуальна. Первой причиной этого являются высокие зарплаты ученых в Китае, вторая причина – американский президент Дональд Трамп.
Подтверждает этот тезис публикация в газете South China Morning Post. На страницах издания публикуется информация о вакансиях в Институте химической физики Академии наук Китая в городе Далянь. Команда исследователей из института заслужила награды за разработку технологии производства новых лекарств. Сейчас коллектив института собирается нанять двух постдокторантов. Будущим сотрудникам руководство института готово платить 600 тысяч юаней (87 287 долларов), что почти вдвое больше средней зарплаты за аналогичную работу в США.
Постдокторантами принято называть ученых, которые профессионально проводят исследования после получения степени PhD (примерный аналог кандидата наук в постсоветских государствах). В секторе биомедицинских исследований, как правило, сотрудникам платят зарплату выше среднего уровня. Национальный институт здоровья США платит в среднем 51 450 долларов в год, что меньше суммы, обещанной командой из института в городе Далянь.
Китайский шпионаж в Вашингтоне называют «угрозой для всего общества».
По информации Чэня, в последние годы доходы китайских ученых быстро увеличивались. Со временем уровень доходов ученых в Китае достиг американских показателей. Тогда ситуацию начал менять другой фактор. В июне нынешнего года Белый дом начал предпринимать негостеприимные меры по отношению к ученым китайского происхождения. Дипломатическое ведомство стало сокращать с 5 до 1 года продолжительность виз на пребывание в США для студентов, изучающих чувствительные дисциплины.
Нововведение вступило в силу после того, как на слушаниях сенатского комитета по разведке директор ФБР Кристофер Рэй констатировал, что шпионаж китайских профессоров, ученых и студентов в США фактически превратился в «угрозу для всего общества». Неоднократно в попытках украсть американскую интеллектуальную собственность китайцев обвинял президент Трамп. В выступлении перед предпринимателями глава государства даже намекнул, что каждый студент, приезжающий в США из Китая, является шпионом.
Подоплекой в данной компании, судя по всему, является опасение, что Китай может обогнать США в рейтинге лидеров мировой науки. На это указывает публикация в Boston Globe. По информации журналистов, сила американской науки заключается в ее способности «привлечь лучших и самых выдающихся специалистов со всего мира». Однако на горизонте возник конкурент. Газета предупреждает, что Китай с помощью ловких ходов пытается увеличить ряды своих ученых.
Подтверждением можно назвать данные Управления национальной науки США. Пока на НИОКР Вашингтон тратит больше всего в мире средств. Однако Китай имеет шансы обогнать США по данному показателю, возможно, к концу текущего года.
Заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев призывает воспринимать информацию о том, что Китаю удалось обратить вспять утечку мозгов, с определенной долей скептицизма. По словам эксперта, отсутствуют точные критерии для измерения этого процесса. Количественные оценки касаются лишь небольшого отрезка времени. Кроме того, для ученых привлекательной перспективой является работа в заграничных научных центрах (США, Западная Европа или Япония), поскольку совместные исследования с зарубежными коллегами всегда приносят пользу.
С другой стороны, тенденцию к тому, чтобы китайские ученые работали в своей стране, можно воспринимать как результат того, что в Китае действительно уделяют внимание повышению зарплат и улучшению материально-технического обеспечения ученых. В научных кругах говорят, что к 2020 году по финансированию научных исследований Китай может сравняться с США. На сегодняшний день китайские ученые занимают второе место в мире по количеству научных публикаций в международных журналах.
Эксперт объясняет, что в Китае ученые могут получить от государства внушительную грантовую поддержку, в отличие от России, где финансирование Академии наук не входит в список приоритетов власти. В результате китайские исследователи остаются работать в своей стране. Кроме того, действует множество программ по привлечению в Китай ведущих иностранных ученых и выходцев из КНР, которые уже зарекомендовали себя, к примеру, в Америке.