Днями представители США, Канады и Мексики согласовали положения нового торгового договора. Эксперты утверждают, что Вашингтон продолжает добиваться изоляции «нерыночной» китайской экономики, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Отдельная статья в новом соглашении между Америкой, Канадой и Мексикой (USMCA) дает Вашингтону возможность воспрепятствовать попыткам Оттавы и Мехико заключить договор о свободной торговле со страной с «нерыночной экономикой». Таким государством в США считают Китай. В случае, если один из подписантов USMCA решит пойти на такое соглашение – двое других имеют право в течение 6 месяцев разорвать договор, чтобы в дальнейшем сформировать двухсторонний альянс. Подобные положения в дальнейшем Вашингтон намерен включить в аналогичные договоренности с Токио и Брюсселем.
Как известно, переговоры делегатов от США, Мексики и Канады, где обсуждались положения обновленного договора NAFTA, продолжались больше года. В минувшее воскресенье участники переговорного процесса достигли соглашения и утвердили положения нового торгового договора USMCA. Предполагается, что лидеры трех стран подпишут документ в течение 60 дней.
Американский президент Трамп назвал договор замечательным. Канадский премьер Джастин Трюдо охарактеризовал соглашение как «хорошую новость для Канады». Позитивную оценку соглашению дали также участвовавшие в переговорах представители Мексики. Примечательно, что мексиканские делегаты согласились с предложенными США условиями еще в начале сентября.
Оценивая содержание соглашения, американское издание Pоlitico обращает внимание наличие в документе подвоха, зафиксированного мелким шрифтом. Суть подвоха заключается в том, что каждый из участников пакта за 3 месяца до начала переговоров с «нерыночной экономикой» должен в обязательном порядке сообщить об этом другим участникам USMCA.
По мнению американских экспертов, «нерыночной экономикой» является современный Китай. Это значит, что в случае заключения сделки с КНР или другим государством с «нерыночной экономикой» любой из участников договора (США, Канада или Мексика) может быть исключен из торгового пакта. Фактически включение такого положения в текст документа представляет собой эскалацию торговой войны с Китаем со стороны администрации Трампа. Президент США втягивает в Мексику и Канаду в американский лагерь.
Вашингтон меняет правила.
Положение договора 32.10 можно воспринимать как своеобразный тест на лояльность для союзников Вашингтона. Аналитики предполагают, что в дальнейшем американские политики будут использовать этот пункт соглашения как шаблон для торговых переговоров с другими партнерами. Директор проекта по китайскому бизнесу и политической экономии в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне Скотт Кеннеди констатирует, что это положение определенно сделает более трудным для партнеров США подписание соглашений о свободной торговле с Китаем.
Эксперт предсказывает, что в будущем администрация Дональда Трампа будет добиваться включения аналогичных формулировок в торговые соглашения с Японией, Евросоюзом и Великобританией. По словам аналитика, такие действия Вашингтона являются частью усилий по повышению тарифов, ограничению инвестиций и экспортному контролю. Главная задача заключается в создании единого фронта для борьбы с Китаем.
На этом аспекте торгового соглашения акцентирует внимание директор национального экономического совета Белого дома Ларри Кадлоу. Он объясняет, что таким образом Вашингтон и союзники посылают Пекину сигнал, подтверждают единство позиций.
Примечательно, что своим приоритетом канадское правительство считает диверсификацию торговли с уменьшением зависимости от американских рынков. С учетом этого момента можно понять нежелание Джастина Трюдо прямо отвечать на вопрос репортеров о том, насколько сильным окажется давление Вашингтона на будущие переговоры Канады и Китая. Директор политического управления в предыдущем канадском правительстве Рэйчел Каррен называет вышеуказанного статью соглашения вызовом национальному суверенитету Канады.
Выходящая в Гонконге газета South China Morning Post также пишет, что положение 32.10 соглашения почти предоставляет Вашингтону право заблокировать любую попытку Канады и Мексики договориться с «нерыночной экономикой» о свободной торговле. Для Китая такая ситуация является большой угрозой.
Право вето в руках американцев позволит Вашингтону заблокировать поступление на рынки США китайских товаров «через задний двор», то есть с помощью использования торговых каналов соседних стран. Доцент ВШЭ(У) Михаил Карпов отмечает, что президенту Трампу можно предъявить достаточно претензий, но превращать американского лидера в «болванчика для битья» не следует.
По словам эксперта, в последние несколько десятков лет правила международной экономической политики определялись Америкой и Западом, но Китай успешно пользовался этими правилами. В результате Пекин начал переигрывать тех, кто правила составлял, что не понравилось Западу. Именно поэтому Вашингтон начал вести против Китая довольно сложную, глубоко структурированную игру, чтобы заставить КНР пересмотреть свои позиции в мировой экономике.
Оценивая перспективы развития событий в рамках противоборства, Карпов утверждает, что у Пекина нет никаких шансов. Причина слабости позиций Китая заключается в том, что у государства много макроэкономических проблем, плохие внутренние активы и колоссальный внутренний долг. Кроме того, у Китая осталось немного пространства для маневра. Отдельные эксперты предполагают, что Пекин станет избавляться от долларовых активов, но в этом также нет смысла с учетом слабости китайской валюты. Аналитик прогнозирует, что в рамках переговоров стороны попытаются найти консенсус.