В последние месяцы достоянием общественности стала информация о десятках сотрудников российской военной разведки. Масштабный провал агентов ГРУ отчасти является результатом изменившегося курса на Западе, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Последние три месяца оказались откровенно неудачными для военной разведки ГУ Генштаба ВС РФ, больше известной как ГРУ. Публично известными за это время стали сотни предполагаемых сотрудников разведывательной структуры. Публикацией имен агентов занимаются независимые журналисты и расследователи. Последним фигурантом списка разоблаченных ими разведчиков стал «Александр Петров», один из предположительных отравителей двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в британском Солсбери.
Оказалось, что на самом деле человека, которого разыскивают британские правоохранители по подозрению в применении на территории страны химического оружия, зовут Александр Мишкин и он также является сотрудником ГРУ. К такому выводу независимо друг от друга пришли расследовательская группа Bellingcat, издание The Insider и активисты из Conflict Intelligence Team (CIT). Первые 2 группы нашли настоящее имя «Петрова» через телефонные и адресные базы данных. В CIT воспользовались автомобильными базами данных и узнали, что в мае текущего года Чепига продал Мишкину свой автомобиль Mercedes GL-класса.
Александр Мишкин стал восьмым предположительным сотрудником ГРУ, имя которого опубликовано в прессе за минувшие несколько дней. Основатель Bellingcat Элиот Хиггинс в интервью заявил, что в расследовании никакой помощи от британских спецслужб активисты не получали. В то же время, расследовательские команды признали, что поиск не полностью соответствовал их привычным методам работы с открытыми базами данных. От «источника в России» Bellingcat получили сканированную копию паспорта Александра Мишкина.
Основатель CIT Руслан Левиев в свою очередь рассказал, что ключевые моменты, включая копию водительских прав Чепиги, были добыты не по открытым данным. Информацию активисты получили из анонимных источников, но данные позволили установить имя Мишкина. Кроме частных расследователей имена связанных с ГРУ россиян опубликовали также правительства западных стран.
В минувший четверг власти Нидерландов обвинили 4 россиян в попытке кибервзлома ресурсов Организации по запрещению химического оружия в Гааге (ОЗХО). В тот же день имена этих 4 россиян и еще троих российских граждан назвали американские власти. Вашингтон обвиняет россиян в совершении ряда хакерских атак на международные спортивные организации.
Список засвеченных агентов включает также имена россиян, названные спецпрокурором Робертом Мюллером. Именно команда Мюллера, которая расследует возможное вмешательство России в американские выборы, обвинила 12 предположительных сотрудников российских спецслужб в причастности к взлому ряда официальных серверов в США. Также в перечень можно добавить 305 сотрудников ГРУ, зарегистрировавших автомобили по адресу войсковой части №26165 Минобороны. По мнению экспертов, оттуда ГРУ осуществляет хакерские атаки.
Базу данных с автомобилями, зарегистрированными на сотрудников Минобороны, обнаружили расследователи из Bellingcat и издания The Insider. Кроме того, имена еще 12 предполагаемых сотрудников ГРУ, ранее проживавших по одному адресу с Чепигой, назвал российский журналист Сергей Канев. Он утверждает, что указанные люди исчезли из баз данных и социальных сетей вместе с супругами и детьми.
Позиция Запада стала более жесткой.
Рассмотрение действий западных правительств позволяет увидеть большое количество технических деталей и информации о деятельности ГРУ, которая публикуется в последние несколько недель. На этот факт обращают внимание эксперты. Голландский историк из Амстердамского университета, знаток советских и российских спецслужб, Бен де Йонг констатирует, что наконец западные правительства заняли более агрессивную позицию и перешли к реализации оборонительной тактики.
Совсем недавно прямые обвинения в адрес российских спецслужб были редкостью, при обсуждении этого вопроса применялись туманные формулировки. В последние дни прямые обвинения в адрес российской военной разведки озвучили не только представители Великобритании и США, с аналогичными заявлениями выступили в Германии и Нидерландах.
Особенно заметной является смена тактики правительства Нидерландов, спецслужбы которых работают очень скрытно. По меркам нидерландских разведчиков, выход на публику с таким количеством данных является «крайне нетипичным». Представители руководства страны продемонстрировали улики, включая фотографии техники, которую, по словам властей, российские хакеры использовали при попытке взлома сети Wi-Fi в здании ОЗХО в Гааге. Кроме публичных разоблачений разведки отдельных западных стран разрабатывают стратегии контурударов в киберпространстве.
Британский знаток российских спецслужбах Марк Галеотти призывает не переоценивать эффект от публичного разоблачения российских агентов. По его мнению, попытка поименно назвать каждого из агентов и «пристыдить» их будет эффективной лишь в случае, если противоположная сторона сможет почувствовать стыд. Бен де Йонг полагает, что преувеличивать роль стыда не следует, поскольку сотрудники ГРУ во время операций совершили некоторые грубые ошибки. После этого в Москве «полетят головы», но общественность узнает об этом с большим опозданием.