Санкционное воздействие приводит не только к появлению сложностей в сотрудничестве российских предпринимателей с Западом. Ограничения мешают россиянам на рынках, которые считаются свободными от санкционных рисков, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Коммерсант».
Журналистам «Ъ» удалось выяснить, что санкции на самом деле осложняют работу российских предпринимателей не только на рынках западных стран. Из-за санкций Вашингтона и Брюсселя российским бизнесменам сложнее работать в Китае. В конце сентября Москва начала обсуждать на переговорах с Пекином трудности, возникающие при обслуживании российских клиентов в китайских банках.
Участники рынка и эксперты подтверждают факт наличия серьезной проблемы. Со сложностями сталкиваются лица из американского SDN-списка. Однако ограничения вводятся также в отношении лиц, которых формально пока санкции не коснулись. После претензий российской стороны официальный Пекин не спешит принимать меры, чем ставит под сомнение потенциальную результативность пресловутого «поворота на восток» и вероятность успешной работы российских предпринимателей на азиатском рынке при ужесточении санкционных ограничений.
Журналистам удалось ознакомиться с протоколом заседания подкомиссии по сотрудничеству Китая и России в финансовой сфере. Представители двух стран обсуждали возникшие сложности на заседании в Шэньчжэне 27-28 сентября. В протоколе сказано, что стороны обсуждали «барьеры, препятствующие проведению межбанковских платежей и открытию корреспондентских счетов». По данным собеседников «Ъ», в ходе заседания российские делегаты поднимали вопрос о том, что китайские финансовые учреждения блокируют или затягивают операции российских компаний.
На претензию россиян ответили представители Народного банка Китая (аналог российского Центробанка, не имеющий надзорных функций). Они сообщили о готовности продолжать в дальнейшем передавать коммерческим банкам Китая информацию о «характере действующих санкционных ограничений». По словам собеседников журналистов, трудности возникают даже у юридических и физических лиц, которых санкции не коснулись.
Еще в декабре 2014 года о сложностях с привлечением денег «не только с западных, но и с восточных рынков» заявил глава Сбербанка Герман Греф. В июне 2015 года в беседе журналистами гонконгского издания Finance Asia первый зампред ВТБ Юрий Соловьев подтвердил наличие трудностей. Он заявил, что операции с российскими кредитными организациями отказывается проводить большая часть китайских банков. После этого данная проблема в публичном поле больше не поднималась до осени нынешнего года.
Об ограничениях 15 сентября официально упомянул представитель российского Центробанка в Китае Владимир Данилов. По его словам, в ситуации есть проблемы, возникшие из-за «расширенной интерпретации рядом китайских банков ограничительных мер третьих стран в отношении России». Часто, объясняя отказ от обслуживания платежей клиентов российских банков, китайские коммерческие банки ссылаются на санкции Евросоюза и США.
Большинство зарубежных операций китайских банков приходится на Евросоюз и США.
В последнее время чиновники и участники рынка комментируют ситуацию неохотно. Представители 3 российских и 2 китайских банков, работающих в двух странах, объяснили, что изначально проблема появилась в конце 2014 года, после первых раундов введения санкций. К концу 2015 года возникшую проблему удалось решить, после этого до начала 2018 года ситуация оставалась более-менее стабильной. Однако в январе-феврале проблема начала появляться вновь. В особенно сложной ситуации оказались компании, попавшие в SDN-список США в апреле (структуры Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга).
Московский представитель одного из крупных китайских банков причиной усугубления трудностей называет «накопление информации о санкциях». Он сообщил, что каждый квартал российские дочерние структуры крупных китайских банков направляют в главный офис в Пекине доклад об обновлениях санкционного режима. После получения доклад изучается и рассылается остальным дочерним отделениям в качестве руководства к действию. По утверждению собеседников журналистов, это позволяет «соблюдать санкции в объеме необходимого минимума».
Также важно, что китайские банки из первой четверки 90 процентов своих зарубежных операций совершают с американскими и европейскими и контрагентами. При этом на Россию приходится лишь несколько процентов операций. В процессе принятия решений, судя по всему, китайские банкиры учитывают показательное наказание компании ZTE.
В создавшейся ситуации, по словам сотрудника китайского банка, работающего в Москве, региональным банкам из КНР, с которыми часто сотрудничают российские контрагенты, легче отказаться от обслуживания того или иного клиента. По утверждению сотрудника банка, при поступлении платежа с пометкой «Россия» служащий китайского банка может потратить много времени для выяснения степени опасности или просто заблокировать операцию.
Региональные отделения настоящей проблемой называет бывший сотрудник китайского филиала одного из попавших под санкции российских банков. Он объясняет, что суть санкций сотрудники региональных отделений не понимают, однако в стремлении избежать опасности принимают решение о блокировке платежа. Иногда в подобных ситуациях помогал решить проблему личный звонок в банк, в иных случаях платежи зависали на 7-10 дней.