Решение американского президента о выходе из ДРСМД прокомментировал Константин Эггерт. Он утверждает, что Трамп предлагает российскому коллеге принять участие в борьбе за многополярный мир, но на условиях Вашингтона, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Российский журналист Константин Эггерт в своей публикации пишет, что многие комментаторы отреагировали паникой на информацию о предстоящем отказе Вашингтона от Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД). В России, комментируя заявление американского президента, политологи называют происходящее разрушением стратегического партнерства Москвы и Вашингтона и распадом системы контроля над ядерным вооружением, созданной много лет назад.
Как известно, ДРСМД подписали в декабре 1987 года Рональд Рейган и Михаил Горбачев. Аргументы американской стороны во время визита в Москву изложил российскому руководству советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. Он заявил, что созданием крылатых ракет наземного базирования, способных нести ядерные боеголовки, Россия договор давно нарушила. Также американский гость напомнил, что Китай, Индия и Пакистан имеют ядерное оружие, но договор об ограничении не подписывали.
Сейчас указанные страны могут брать на вооружение те ракеты, которые желают. С точки зрения Вашингтона, в данной ситуации Америка проигрывает, поскольку единственная соблюдает ограничения. Поэтому Трамп заявил о предстоящем выходе США из соглашения, чтобы затем американцы могли победить Россию и Китай в новой гонке вооружений.
Для того, чтобы озвучить эти простые мысли, Джону Болтону вполне достаточно было бы нескольких часов. Однако гость из Вашингтона провел в Москве целых 2 дня, общаясь с российскими чиновниками. Представители российского руководства слушали советника Трампа очень внимательно. С секретарем Совбеза Николаем Патрушевым Болтон вел переговоры на протяжении 5 часов. По мнению обозревателя, после переговоров ни у кого в Москве не должно остаться сомнений в том, что Белый дом сделал Кремлю важное предложение.
Современные дипломаты говорят, что в 1972 году небезызвестный Генри Киссинджер посоветовал Ричарду Никсону «дружить с Пекином против Москвы». Сейчас, судя по всему, Трамп предлагает российскому коллеге перейти на его сторону в глобальном противостоянии с китайцами. Ходят слухи, что американский президент действительно получил такой совет от Киссинджера, кумира циников-реалистов из мира политики и сторонников «жесткой силы».
Вашингтон рассчитывает на адекватную реакцию Москвы.
Американское руководство считает растущую мощь Китая главным вызовом 21 века. Президент США решил дать отпор китайским геополитическим притязаниям и надеется на понимание со стороны российского коллеги. По мнению американских экспертов, самостоятельно россияне не могут справиться с китайским вызовом. Кроме того, Россию, объединяет с Китаем общая граница протяженностью 4 тысячи километров.
На территории российской Сибири и Дальнего Востока живет едва ли не в 10 раз меньше людей, чем в северных провинциях Китая. Также важно, что часть российской территории китайские школьные учебники называют отобранной землей. У российских рубежей практически в любой момент может оказаться двухмиллионная китайская армия. Реалисты Трамп и Болтон не рассчитывают на то, что через несколько дней россияне начнут стягивать войска в район Хабаровска.
Скорее американцы ожидают, что хозяин Кремля адекватно оценивает угрозу, которой является китайский неоимпериализм. Осознание угрозы поможет хозяину Кремля понять, что новая гонка вооружений нужна Вашингтону для сдерживания Пекина, а не Москвы, которой просто не хватит ресурсов на серьезные соревнования с США. От российского лидера ждут согласия на демонтаж ДРСМД. Также Вашингтону нужно, чтобы в ответ на решение США Кремль не начал угрожать НАТО размещением на западной границе альянса дополнительного ядерного оружия.
При этом важно, что американский президент не предлагает российскому коллеге ответные уступки. Возможно, новые санкции будут минимальными, а спецслужбы двух стран смогут тесно сотрудничать в направлении борьбы с терроризмом и по сирийскому вопросу. Из-за противодействия Конгресса Белый дом не может отменить антироссийские санкции, наложенные в связи с украинско-российским противостоянием и вмешательством россиян в выборы. Трамп предлагает Путину трезво посмотреть на китайскую угрозу и осознать реальные интересы России.
Эггерт утверждает, что во всей истории содержится горькая для Кремля ирония. На протяжении 20 лет российские державники во главе с Евгением Примаковым мечтали о многополярном мире, в котором США перестанут быть лидером, а международное право геополитические игроки смогут использовать для получения выгоды. Сейчас борьбу за многополярный мир предлагают Кремлю американские политики, которые сами начали покидать невыгодные для себя соглашения.
Реальный многополярный мир оказался совсем не таким, каким его видели московские мечтатели. В новой реальности Россия не является самым мощным и влиятельным полюсом. Раньше в Вашингтоне об этом говорили, сейчас подтверждают свои слова действиями. Еще до встречи с Трампом в Париже российскому президенту нужно принять одно из важнейших в его жизни решений. Хозяин Кремля должен решить, чьим младшим партнером – США или Китая – Россия станет в новой реальности. В силу демографических, экономических и социальных причин Москве в любом случае отведена роль младшего брата, хотя осознавать это обитателям Кремля не очень приятно.
По словам журналиста, российскому лидеру придется прервать размышления о рае и заняться важными делами. Речь не идет о захвате соседних территорий, подавлении неугодных, унылой пропаганде о «бандеровцах» или организации переговоров на Балканах. Хозяину Кремля предстоит определить настоящие интересы страны в непростых и невыгодных условиях. Ирония ситуации заключается в том, что к важному шагу президента России подталкивает американский коллега, такой же поклонник Генри Киссинджера.