Эксперты оценивают сложную ситуацию, сложившуюся в Италии. Андрей Гурков утверждает, что спасать римских популистов Евросоюз не сможет и не захочет, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Экономический обозреватель Deutsche Welle Андрей Гурков в своей публикации пишет, что в середине октября Еврокомиссия вернула на доработку первый проект годового бюджета, подготовленный новым итальянским правительством. Данное событие эксперт считает частью фундаментального конфликта, который в ближайшее время может иметь фатальные последствия для Италии и вполне способен обернуться острейшим кризисом еврозоны и Евросоюза. Не исключено, что итальянская ситуация заставит поблекнуть эпопею по финансовому спасению Греции или даже Brexit по жесткому сценарию (выход Великобритании из Евросоюза без подписания всеобъемлющего соглашения).
Россия может оказаться вовлеченной в потенциально опасную историю. Сейчас Москва активизирует политические контакты с новым итальянским руководством. Всего за несколько дней октября в Москве успели побывать глава итальянского МИДа, вице-премьер и премьер-министр страны. При этом глава правительства Джузеппе Конте начал говорить о государственных облигациях Италии, что Андрей Гурков считает ключевым моментом происходящего процесса.
На совместной пресс-конференции с российским президентом гость из Рима заверил, что в Москву он приехал не для того, чтобы просить президента Путина купить итальянские облигации. Хозяин Кремля это подтвердил. Вместе с тем, российский лидер многозначительно отметил, что «с политического уровня» Москва не станет ограничивать работу российского Фонда национального благосостояния. Иными словами, российский лидер не исключил, что в ближайшем будущем ФНБ начнет целенаправленно вкладывать средства в итальянский государственный долг.
Итальянский кризис может привести к грандиозным проблемам.
Обозреватель напоминает, что сформированное 1 июня текущего года итальянское правительство называют популистским. Как правило, популисты игнорируют сложные комплексные проблемы или обещают избирателям быстрое и легкое их решение. Большой проблемой в Италии на сегодняшний день является огромный государственный долг – 2,3 триллиона евро. На протяжении многих лет страна жила не по средствам. В итоге задолженность сейчас составляет более 130 процентов ВВП. Хуже ситуация лишь в Греции, где задолженность составляет 180 процентов ВВП.
Требование Брюсселя о пограничном размере задолженности на показателе 60 процентов ВВП выполняют далеко не все члены Евросоюза, перешедшие на использование евро. Однако все правительства, превышающие лимит, стараются уменьшить дефицит и сократить размеры новых долгов. Следит за процессом Еврокомиссия, проверяющая выполнение согласованных с каждым государством обязательств.
С предыдущим итальянским правительством Еврокомиссия договорилась, что в следующем году дефицит бюджета не превысит уровень 0,8 процента ВВП. В разработанном новым правительством проекте бюджета дефицит составляет 2,4 процента ВВП. Формально, критериев это не нарушает, но Рим планирует взять в долг на 25 миллиардов евро больше, чем оговаривалось изначально. Такой шаг экономист называет демонстративным отказом Рима от курса Евросоюза на постепенное оздоровление государственных финансов.
Фактически речь идет о кардинальной смене политики, что популисты обещали своим избирателям перед выборами. Итальянцы поддерживали новых политиков, устав от бездействия и неэффективных решений предыдущих правительств. Новое руководство страны, не заботясь об экономном хозяйствовании, начало раздавать щедрые подарки в надежде на оживление экономики. Реакция Брюсселя оказалась легко прогнозируемой – Еврокомиссия отклонила проект бюджета. Представители итальянского правительства заявили, что менять свои планы не намерены. Судя по всему, в середине ноября начнется новый виток противостояния между Римом и Брюсселем.
Евросоюзу придется запустить дисциплинарную процедуру, которая для государства-нарушителя может закончиться выплатой штрафа в размере нескольких миллиардов евро. Главные события, вероятно, будут разворачиваться в ближайшие несколько недель на биржах. Страны Евросоюза для привлечения дополнительных средств в бюджет размещают свои ценные бумаги на рынке капитала. Долговые расписки индустриально развитых государств считаются надежным капиталовложением. Однако сомнительно, что инвесторы пожелают покупать облигации страны, которая быстро увеличивает свою гигантскую задолженность, не имея четкого плана по ее сокращению.
После предположительного начала массового бегства инвесторов Италия может через короткое время оказаться в ситуации, в которой раньше были Греция, Ирландия, Португалия и Кипр. Риму придется объявлять дефолт или просить о помощи у МВФ и ЕС, соглашаясь в ответ на проведение реформ и жесткую экономию. Видимо, пока итальянское правительство к такому шагу не готово. Вместо этого популисты попытаются получить помощь из российского ФНБ, для чего могут согласиться на роль троянского коня России в Евросоюзе.
Очевидно, что Москву заинтересует предложение о возможности поучаствовать в расшатывании Евросоюза. Однако денег на спасение Италии у России просто нет. Гипотетические российские резервы могут через короткое время сгореть в топке итальянского дефолта. Более того, денег на спасение Италии нет даже у Евросоюза и ЕЦБ. Ведомство Марио Драги не может вечно покупать итальянские облигации с их «мусорным» рейтингом в то время, когда итальянское правительство демонстративно игнорирует правила Евросоюза.
Поэтому в Италии повторения греческого сценария не будет, поскольку для его реализации у Брюсселя нет ни средств, ни поддержки европейских налогоплательщиков. Если итальянское правительство популистов потеряет контроль над ситуацией, дело вполне может дойти до дефолта, беспрецедентного в истории Евросоюза события. Отказ Италии от евро обернется еще более серьезными трудностями. В обоих случаях Евросоюзу и связанной с ним России не удастся избежать масштабного финансово-экономического кризиса.