Российский «Газпром» решил возобновить покупку газа у Туркмении. Эксперты связывают решение россиян с будущим строительством Транскаспийского трубопровода, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Ирина Джорбенадзе в своей публикации пишет, что недавние события актуализировали вопрос строительства Транскаспийского газопровода. К обсуждению проекта заинтересованные стороны вернулись после подписания конвенции по Каспийскому морю. Днями в Брюсселе представители Европейского союза провели переговоры с делегатами из Туркменистана. Европейцы пообещали помочь туркменам найти инвесторов для строительства трубопровода по дну Каспия.
Речь идет о газопроводе, рассчитанном на поставки в Европу через территорию Азербайджана, Грузии и Турции 30 миллиардов кубометров газа ежегодно в течение 30 лет. К поставкам в Европу газа готовится также Азербайджан – топливо начнет поступать в европейские государства через «Южный газовый коридор» к 2020 году. Планируются ежегодные поставки 16 миллиардов кубометров газа.
Также недавно стало известно о том, что канцлер ФРГ Ангела Меркель одобрила строительство терминала для американского СПГ стоимостью 500 миллионов евро. Утешением для россиян может быть то, что, учитывая небольшие затраты, скорее всего объем терминала будет ниже 5 миллиардов кубометров. С другой стороны, в контексте политической конкуренции между Россией и США появление в Германии терминала для американского газа представляет собой не только маленькую победу Вашингтона, но и опасную тенденцию.
После строительства терминала Евросоюз в любой момент может изменить тон общения с россиянами, объясняя это наличием нескольких альтернативных источников поставок «голубого топлива». В список поставщиков газа для Европы кроме России и Норвегии могут быть включены Нидерланды и США. Американский газ приблизительно на 35 процентов дороже российского аналога, но при закупке незначительного объема стоимость топлива для немецких потребителей в целом не подорожает.
На первый взгляд кажется, что у «Газпрома» особо нет причин для беспокойства. Вместе с тем, сегмент российского газа на европейском рынке явно сокращается. Ухудшение ситуации возможно, если Туркмения начнет реализовать проект по поставкам в Европу своего газа. Судя по всему, Ашхабаду понравились повышенное внимание и посулы Евросоюза. Вполне вероятно, что именно из-за этого «Газпром» решил со следующего года возобновить импорт газа из Туркмении.
В мировом рейтинге по запасам газа Туркмения занимает четвертую строчку. Тем не менее, российское вмешательство может на какое-то время отодвинуть поставки туркменского газа в Европу или придать сотрудничеству сильно сомнительный характер. Дополнительным фактором, влияющим на ситуацию, можно назвать то, что после подписания конвенции по статусу Каспия для строительства трубопровода Ашхабаду больше не потребуется согласие Москвы. Перед началом строительства газопровода Туркмении лишь нужно будет получить согласие соседних стран, имеющих выход к морю.
Рыночное положение «Газпрома» ухудшается.
Возвращением к покупке туркменского газа после почти трехлетнего перерыва «Газпром» пытается снизить вероятность продажи энергоносителя Европе и частично добивается увеличения поставок в Китай. Параллельно российская компания наращивает собственные экспортные возможности. Как известно, до начала конфликта между Киевом и Москвой украинские потребители получали от российского поставщика газ преимущественно туркменского происхождения.
В «хорошие времена» из Туркмении российский монополист экспортировал ежегодно по 30 миллиардов кубометров газа. Затем из-за резкого падения цен на нефть и привязки их к стоимости газа «Газпрому» стало невыгодно покупать туркменский газ. Однако сейчас времена изменились для «Газпрома» и Туркменистана.
Ашхабад потерял возможность поставлять топливо в Иран, среди импортеров Туркмении остался лишь Китай. Поначалу на свой теперь уже единственный рынок Туркменистан поставлял ежегодно около 30 миллиардов кубометров, хотя потенциально мог нарастить объем продажи вдвое. На сегодняшний день отсутствует достоверная информация об отношениях между Пекином и Ашхабадом, но ходят слухи о намерении китайского руководства пересмотреть объемы закупки газа из Центральной Азии, поскольку поставки из региона часто запаздывают.
На данном этапе, учитывая сопутствующие обстоятельства, возобновление поставок в Россию туркменского газа устраивает обе стороны. Такое решение вполне можно рассматривать как «выгодную посадку». Результативность сотрудничества Москвы и Ашхабада зависит от того, по какой цене Туркменистан пожелает продавать газ и допустит ли Россию к разработке своего богатейшего месторождения Галкынш. Возможность принять участие в разработке месторождения с запасами более 20 триллионов кубометров газа может стать для «Газпрома» большой удачей.
Евросоюз тем временем продолжает рассматривать возможности диверсификации поставок газа, но пока лишь с политической точки зрения. Заранее сложно сказать, найдет или туркменский газ в Европе рынок сбыта даже если Берлин согласится выделить часть денег на строительство Транскаспийского газопровода. Не исключено, что цена туркменского газа для европейских потребителей окажется слишком высокой.