Резонансную новость о разоблачении в Австрии многолетнего агента российской разведки прокомментировал Константин Эггерт. Он полагает, что обнаружение шпиона нанесет удар по отношениям Москвы с одним из самых пророссийских правительств в Евросоюзе, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Российский журналист Константин Эггерт в публикации своего блога пишет, что в Австро-Венгерской империи на протяжении многих лет высшие посты в военной контрразведке занимал полковник Альфред Редль. В 1913 году (за год до начала Первой мировой войны) полковника разоблачили как российского шпиона. Редль избежал суда, поскольку покончил жизнь самоубийством. По мнению многих историков, именно большой массив важной информации, который полковник успел передать российскому генштабу, стал одной из основных причин поражения империи Габсбургов.
Деятельность полковника современной австрийской армии, имя которого пока не названо, явно не сравнима с предательством Редля, аналогично нынешнюю Австрийскую Республику нет смысла сравнивать с дунайской монархией периода Франца-Иосифа. Тем не менее, на днях австрийского полковника арестовали за шпионаж в пользу Москвы. Возникший в результате скандал обещает стать довольно громким.
В определенном смысле скандал можно сравнить с историей 105-летней давности. В период разоблачения Редля Российская и Австро-Венгерская империи были членами враждующих военно-политических блоков. На то время Антанта и Тройственный союз активно готовились к масштабному противоборству.
Нынешняя Австрия является одним из главных союзников Кремля в Евросоюзе. Венские политики выступали за отмену антироссийских санкций, австрийская компания OMV поддержала строительство «Северного потока-2». Российский президент Путин был гостем на свадьбе главы австрийского МИДа Карин Кнайсль и даже танцевал с невестой, всем своим видом показывая, что российскому режиму западные ограничения нипочем.
Также следует помнить, что Австрия оказалась одной из немногих западных стран, демонстративно оставшихся в стороне в период массовый высылки российских агентов весной текущего года. Тогда страны Евросоюза, США и Канада высылали агентов российских спецслужб, демонстрируя солидарность с Великобританией в истории с отравлением в Солсбери.
Риторика австрийских политиков удивила Москву.
После разоблачения шпиона отношение австрийского правительства к Москве резко изменилось. Карин Кнайсль отменила свой визит в Москву с резкими заявлениями выступили австрийский канцлер Себастьян Курц и глава Минобороны. Они заявили, что шпионаж против нейтральной страны категорически неприемлем, а разоблачение российского агента отразится на атмосфере двухсторонних отношений.
В Кремле явно не ожидали такой риторики от австрийского руководства. Поэтому реакция Москвы больше напоминала ответ чиновников на просьбу шофера из правительственного гаража о назначении его министром транспорта. На Смоленскую площадь тут же вызвали посла Йоханнеса Айгнера, который в австрийском МИДе является одним из лучших специалистов по России и постсоветскому пространству. В итоге послу пришлось узнать, насколько Москва недовольна действиями австрийского правительства.
Глава российского МИДа Сергей Лавров отчитал австрийцев за то, что Вена предала огласке шпионский скандал вместо обсуждения произошедшего с Кремлем в рамках кулуарных переговоров. По мнению Эггерта, в словах российского министра можно было услышать нескрываемую обиду и неподдельное удивление тем, что австрийцы посмели иметь собственное мнение и защищать суверенитет страны.
Возмущение российской стороны явно объясняется особыми обстоятельствами скандала. По данным прессы, разоблаченный шпион работал на Россию 20 лет или больше. Судя по возрасту, агент уже успел выйти в отставку. Это значит, что за все эти годы австрийская контрразведка ничего не заподозрила. Если верить СМИ, разоблачение стало возможным лишь благодаря информации, полученной австрийцами от Федеральной разведслужбы Германии.
Ко всем сигналам, поступающим из Берлина, австрийские политики прислушиваются внимательно. В данном случае германцы явно стремятся указать на ошибочную позицию Вены, которая пыталась уклониться от борьбы с российской агентурой и мечтала сохранить с Москвой «особые отношения». В отличие от дела Скрипалей, проигнорировать информацию о российском агенте, который работал в Австрии, политики из Вены не смогут. Австрийскому правительству придется встать в один ряд с другими странами Евросоюза.
Констатирует обозреватель, что правительство Меркель отправило сигнал не только Себастьяну Курцу. Возможно, прежде всего, месседж был адресован хозяину Кремля. Берлин призывает российских политиков не надеяться на то, что западный фронт удастся расколоть, поскольку тех, кто марширует не в ногу, заставят изменить шаг.
Исправить положение дел российские политики не смогут, особенно после бестактных заявлений представителей МИДа. Заявления россиян амбициозный австрийский канцлер вполне может расценить как личное оскорбление. Чтобы избежать внутри- и внешнеполитических проблем австрийскому правительству придется дистанцироваться от Кремля. Скорее всего, политики в Вене по-прежнему будут поддерживать деловое сотрудничество с Россией и скептически оценивать санкции, но отстаивать свои позиции им будет сложнее.